Можно ли убедить родителей, злоупотребляющих алкоголем, бросить вредную привычку, навести порядок в жилище и заняться воспитанием детей?
Регулярно во всех районах области проводится акция «Семья без насилия». В мероприятиях участвуют правоохранители, представители власти, учебных заведений и МЧС. В поле зрения проверяющих попадают семьи, находящиеся в социально опасном положении (СОП). Также в группе риска обязанные лица, у которых изъяли сыновей и дочерей и дали полгода на то, чтобы горе-родители перестали пить, нашли работу и создали условия, подходящие для проживания несовершеннолетних.
В один из подобных рейдов корреспондент «ВВ» отправился вместе с участковым-инспектором инспекции по делам несовершеннолетних Витебского РОВД Александром Сухомлиновым.
— Достичь успеха в работе с данной категорией граждан можно только объединив усилия. Поэтому каждый четверг мы совместно выезжаем на места для оценки ситуации и принятия комплексных мер по ее улучшению, — сказал Александр Алексеевич. — В ходе проверок особое внимание уделяется соблюдению в домах правил безопасного проживания. Родителям раз за разом напоминают о последствиях нарушений норм пожарной безопасности, оставления детей без присмотра, Декрете Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Старший лейтенант отвечает за несколько сельсоветов в Витебском районе. Сегодня в зоне его ответственности насчитывается около ста семей в СОП. Кто-то из домочадцев привлечен к административному наказанию или скандалил, другие не хотят трудиться или не платят за коммунальные услуги, чьи-то дети из-за родительского недосмотра совершили правонарушение. Однако основная причина проблем — злоупотребление алкоголем.
***
Мы навестили десять семей, проживающих в населенных пунктах Бабиничи, Белыновичи, Железняки, Николаёво, Витьба и Ананево. Рейдовая группа оценила, в каком они состоянии, как заботятся о детях, выполнили ли требования сотрудников государственных структур.
— Заходите, — приглашает нас в квартиру молодая мама. Сразу видно, что для нее такие визиты — обычное дело. — Видите, в квартире убрано, холодильник полон. Начали ремонт на кухне и в детской. Мужа нет дома, потому что он устроился на работу строителем в России, правда, пока неофициально.
Такой прием ждал нас и по другим адресам. Родители показывали, что изменили в бытовых условиях, новые игрушки, вещи и памперсы, делились проблемами и успехами детей в учебе. Было заметно, что большинство из них не просто пытаются избавиться от пристального внимания правоохранителей, а осознали пагубность своего поведения и стараются жить по-человечески. Не всегда этот процесс идет гладко и быстро, но представители ИДН, сферы образования и местной власти всегда готовы подставить им плечо.
***
Правоохранители и педагоги строги с нерадивыми родителями, но не рубят сплеча. Пытаются найти с ними общий язык, вразумляют, наставляют, предлагают поддержку.
— Если поступает сигнал, что кто-то пьет, скандалит, а рядом с ним находятся маленькие дети, которым нечего есть или надеть, мы с органами опеки выезжаем незамедлительно. Зачастую в таких домах картина действительно печальная. Самым простым решением было бы изъять малолетних из негативной среды, но ради блага детей надо попытаться сохранить семью, помочь супругам прийти в себя, одуматься, — сообщил Александр Сухомлинов. — Даем им время на изменение жизни, готовы содействовать в лечении от зависимости, трудоустройстве, восстановлении документов. Регулярно навещаем оступившихся, проверяем, как они исправляют выявленные нами нарушения, трезвы ли. Если видим положительный результат, то через полгода ходатайствуем о снятии их с учета. Естественно, не все реагируют на уговоры и требования, тогда идем на крайние меры — лишаем родительских прав.
***
Многие думают, что материнский инстинкт заставляет женщину во что бы то ни стало заботиться и защищать своего ребенка. Но люди, по долгу службы сталкивающиеся с неблагополучными семьями, знают: порой тяга к алкоголю и разгульной жизни отодвигает любовь к детям на задний план.
— В некоторых семьях несовершеннолетние не единожды признаются нуждающимися в государственной защите и переезжают в приют. Однако мам это не волнует: они продолжают злоупотреблять спиртным, редко появляются дома и даже не интересуются судьбой дочерей и сыновей, — сказал Александр Алексеевич. — В других случаях взрослые пытаются уверить, что осознали серьезность ситуации. Клянутся сделать все, чтобы исправиться: закодироваться, устроиться на работу. Но зная об их прошлых длительных загулах, в это слабо верится, ведь они уже на время бросали пить, обратившись к медикам, а потом все возвращалось на круги своя. Поэтому мы вынуждены контролировать таких лиц, это дополнительная мотивация для них в борьбе с пагубными привычками. Если нам удается нормализовать ситуацию хотя бы в одной из семей, наш труд нельзя считать напрасным.
Фото user.vse42.ru