Шуток о любителях спонтанных покупок хватает, причем чаще всего высмеиваются представительницы слабого пола: «Женщина может бесконечно смотреть на три вещи, а в итоге купить семь», «Средняя скорость передвижения жены по магазину — 200 долларов в час», «На распродаже Настя поняла, что новое платье она хочет больше, чем кушать на протяжении ближайшей недели». Но действительно ли на безудержный шопинг способны только дамы? Почему возникают подобные желания? Насколько безобидна в реальности страсть спускать все деньги в торговых центрах? И когда пора бить тревогу?
О, том, что стремление к необдуманным тратам не так смешно, как кажется на первый взгляд, говорит давний интерес специалистов к данной проблеме. Еще в конце XIX века в Европе немецким психиатром Эмилем Крепелином в качестве медицинского термина впервые было предложено слово «ониомания» (от древнегреческих «ониос» — «для продажи» и «мания» — «безумие»). Именно так стали называть непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия от самого процесса. Мы же подобную зависимость чаще называем шопоголизмом, а подверженных ей людей – шопоголиками. Речь в данном случае идет не о периодических спонтанных приобретениях, а о ситуации, когда человек, выбирая товары, не может себя контролировать и готов потратить все имеющиеся финансы, не задумываясь о необходимых платежах и завтрашнем дне. А самые увлеченные шопоголики не ограничиваются содержимым личного кошелька. Они одалживают крупные суммы у знакомых или берут внушительные кредиты на дорогостоящие покупки.
Что покупает шопоголик?
Такое поведение формируется из-за нехватки положительных эмоций, пояснил главный внештатный медицинский психолог Витебской области Николай Якушкин. Шопоголик доступным ему способом получает удовольствие либо снимает стресс. Например, уходит женщина в декрет – и у нее уменьшается круг общения, исчезает возможность реализовать себя на работе, сложнее становится поехать в путешествие или заняться спортом. Нет больше рядом коллег, которые похвалят стильно подобранный наряд или успешно завершенный проект. В противовес этому магазин вполне доступен, особенно в эру интернета, когда можно совершать покупки не выходя из дома. Вдобавок хитрые маркетологи используют всевозможные уловки, чтобы побудить клиента потратить деньги здесь и сейчас. «Только сегодня цена снижена на 60%!», «Предлагаем акцию – два по цене одного!» – эти привлекательные, на первый взгляд, предложения делаются на основе изучения наших моделей поведения и с учетом особенностей человеческой психики. Покупатель, ухватив две-три вещи на распродаже, ощущает себя умным и успешным: надо же, какой молодец, опередил других да еще и столько сэкономил! На самом деле в такой ситуации на первый план выходит не товар, а полученное в процессе чувство удовлетворения. И стоит лишь здраво обдумать подобные покупки, как вспоминается ироническая фраза: «Приобрел по случаю одну вещицу, теперь осталось дождаться случая, когда она пригодится».
Кстати, вопреки стереотипам, шопоголиками бывают не только представительницы слабого пола, но и мужчины, отметил Николай Владимирович. Другое дело, что именно дамы в силу устоявшихся социальных ролей чаще оказываются привязанными к дому и детям круглые сутки. И в результате чаще начинают, тратя деньги, добывать эмоции, которые недополучают в жизни.
Как же противостоять ониомании?
На просторах интернета для шопоголиков, жаждущих избавиться от незапланированных трат, можно найти немало советов. Но относиться к ним следует с осторожностью. Например, мне встретилась рекомендация постараться, если уж «накрыло» желание потратить деньги, купить что-то максимально дешевое и маленькое – так сказать, из двух зол выбрать меньшее. Однако Николай Якушкин объяснил, что с точки зрения психологии подобная альтернатива не является правильной. Ведь не советуют же, в самом деле, борющемуся с зависимостью алкоголику перейти с водки на пиво.
Первый шаг должен быть таким же, как при избавлении от любой зависимости: шопоголику нужно признать существование проблемы, подчеркнул Николай Владимирович. После этого следует перестроиться, сформировать новые цели, подумать, где еще можно получить положительные эмоции. Например, делегировать родным часть домашних обязанностей, а в освободившееся время пойти в тренажерный зал или на танцы, заняться волонтерской деятельностью. Да в конце концов просто встретиться со старыми друзьями или найти новый круг общения, поближе познакомившись с родителями, которые гуляют с детьми на одних с вами площадках или в игровых центрах.
Также важно формировать критическое мышление.
– Оно должно быть определенным образом выстроено, – рассказал Николай Якушкин. – Во-первых, примите решение не торопиться и не делать никаких покупок сразу. Дайте себе установку: «Я приду сюда завтра». Пусть всегда будет время подумать. Во-вторых, в магазине спросите себя: зачем вам нужен тот или иной товар, что вы будете с ним делать, где его разместите? Затем задайте вопросы: «Что будет, если я это не куплю? Что можно приобрести взамен?» Когда человек начинает искать ответы, включается критическое мышление, которое и управляет эмоциями.
Кроме того, если вы знаете, что склонны к необдуманным покупкам, не ходите в торговые центры в одиночку, советует психолог, а берите за компанию рационального супруга или подругу. Пусть они помогают сдерживать вашу импульсивность. Рекомендуется также оставлять перед походами в магазин платежную карту дома, а в кошелек положить лишь ту сумму, которую намерены потратить.
Вопросы, которые должен задать себе шопоголик:
Зачем мне нужна эта вещь?
Что я буду делать с покупкой и где ее размещу?
Что будет, если я это не куплю?
Что можно приобрести взамен?