Обладателей машин с электродвигателями немного даже в масштабах страны – около полусотни. На Витебщине продвинутых автовладельцев вообще можно перечесть по пальцам одной руки. 31-летний экскаваторщик одного из витебских предприятий Сергей Лосев – в их числе. Почти два года он ездит на электрическом Nissan Leaf.
Обзор рынка
Одной из преград на пути массового приобретения электромобилей является цена. По сравнению с бензиновыми аналогами транспорт на электродвигателе стоит в 1,5 – 2 раза больше. Особенно дорогие аккумуляторные батареи – это, собственно, половина стоимости всего электромобиля.
Выбор электрокаров в Беларуси сейчас невелик, и большинство привозится из США, что связано с особенностями обслуживания аккумуляторов. В Западной Европе они фактически сдаются в аренду взамен на обслуживание в течение нескольких лет у определенных дилеров. Из Америки – без привязки к сервисным центрам.
В Беларуси встречаются Nissan Leaf, Ford Focus Electric, Chevrolet Spark EV и гибридный Chevrolet Volt. BMW i3 и модификации Теsla – диковинки из-за огромной по нашим меркам стоимости. На одном из популярных интернет-сайтов по продаже машин на момент подготовки статьи было 7 Nissan Leaf по цене от 12 до почти 17 тыс. долларов (экземпляры 2013 – 2014 годов выпуска). Гибридный Chevrolet Volt 2012 года, единственный, который можно смотреть на месте, стоит 13,5 тыс. В одном экземпляре BMW i3 2014 года – за 44 тыс. Модификаций Теsla в Минске лишь несколько – цены стартуют от 50 тыс. долларов. К слову, недавно в Китае выпустили самый дешевый в мире электрокар, стоимостью всего 5 тыс. долларов. Вопрос лишь в том, когда он появится на нашем рынке.
Плюсы и минусы
Специалисты утверждают, что электромобили идеально подходят для поездок в пределах 100 километров. При длительных возникает необходимость подзарядки в пути, что и является основной проблемой. Ведь у большинства относительно бюджетных электромобилей запас хода не более 150 – 180 километров, у Tesla – 400 – 500. К тому же, автономность работы электромобилей в холодную погоду снижается еще на 20 – 25%, а в сильные морозы – до 50%. С другой стороны, у автомобилей на электротяге есть существенный плюс: зимой они заведутся в любую непогоду. К слову, уменьшают запас хода и городские пробки: постоянные разгоны и торможения быстро садят батарею.
Сеть электрозаправок в Беларуси пока развита слабо: стационарных не более десятка, да еще примерно столько же мест, где «разрешают» подзаряжаться от обычной электросети или где энтузиасты сами установили зарядные станции.
Для «заправки» электромашин требуется намного больше времени, чем для машин с ДВС. От домашней розетки на это надо 8 – 12 часов, на электрозаправке – не менее 3 – 4 (на многих процедура бесплатна).
Достоинство электротяги – высокая мощность двигателя, который сразу выдает заявленные производителем «лошадки».
Бесшумный и быстрый
Nissan Leaf витебчанина Сергея Лосева 2013 года выпуска. Не режет глаз футуристическим дизайном, как Tesla, но привлекает внимание стильным динамичным силуэтом. Формально электрический хетчбэк можно отнести к гольф-классу и сравнить, например, с «Пежо-206».
Вместо ключа – кнопка Power. Одно нажатие – и машина завелась. Хотя слово «завелась» тут неуместно: зажигается приборная панель, и больше ничего не происходит, не крутится, не вибрирует и не шумит. Но машина уже готова к движению. Справа от водительского сиденья – большой экран бортового компьютера, куда выводится огромное количество информации, и «коробка передач». Педали две: газ и тормоз. Набор скорости происходит быстро, что вжимает в сиденье. При этом электромотор лишь тихонечко гудит, напоминая звуки из фантастических фильмов. В нем лишь 109 л. с., но секрет хорошей динамики прост: в электромоторах (в отличие от бензиновых или дизельных двигателей) максимальный крутящий момент достигается уже с первых оборотов. Разгон до 60 – 70 км/ч всего за 4 – 5 секунд, до сотни – за 10.
– Об электромобиле я узнал случайно из интернета, – рассказал Сергей. – Увидел и загорелся. До этого ездил на «Пежо-107» и «БМВ» 525-й серии, но они несравнимы с электромашиной – ни по динамике, ни по комфорту. Два года собирал деньги и, в конце концов, купил.
Сергей, которому сейчас 31 год, всерьез задумался, как облегчить жизнь себе и помочь другим владельцам электромобилей. По специальности он инженер-механик и с техникой на «ты»: приобрел за несколько сотен долларов нужные электродетали и сделал возле своего частного дома на окраине Витебска и у знакомых в Шумилино относительно быстрые электрозаправки, которые открыты для всех путешественников. Также он перешел на дифференцированный тариф оплаты электроэнергии: ночью она значительно дешевле. Так что зарядка машины в это время суток позволяет существенно экономить.
Почти за два года эксплуатации наездил 35 тыс. км, а запас аккумулятора при этом уменьшился всего с 91% до 86%, средний запас хода сейчас – 150 – 160 км. Даже после «смерти» батареи, по словам Сергея, еще много лет можно ездить на небольшие расстояния или купить аккумулятор б/у с мощностью под 90% за 1,5 – 2 тысячи долларов.
– Боятся электромашин не надо, – отметил автомобилист. – Если бы была нормальная сеть электрозаправок, вообще ничего мудрить не надо, а главное – можно забыть про огромные траты на топливо и техобслуживание. Подвеска здесь простая, почти за два года в машине ничего не сломалось, не считая пыльника. Даже тормозные колодки еще долго менять не понадобится так как торможение происходит двигателем. Никогда не прогорит выхлопная труба, не нужно регулярно менять масло и фильтры. Отсутствует дорогостоящее обслуживание двигателя и топливной системы, из-за которой все проблемы. Впечатляет экономия. Переводил свои затраты на электричество по нынешним тарифам на 95-й бензин. Получается, что «трачу» около 700 г топлива на 100 км пробега летом и до 1,5 литра зимой. И это с работой всего оборудования!
Будущее в настоящем
– За электромобилями не будущее, а настоящее, – убежден Сергей Лосев. – Жаль, что у нас так долго приходит понимание этого. Например, я специально обращался в один из магазинов «Корона» с просьбой установить рядом электрозаправку. Цена вопроса – не более 1,5 – 2 тысяч долларов, но мне отказали, сославшись на «нецелесо-образность». Очень жаль. В Европе и Америке государство дотирует покупку электромобилей и предоставляет их владельцам множество преференций. Но, несмотря на все сложности, Сергей уверен, что его следующий автомобиль будет только электрическим. В идеале – Tesla.
К слову, в ближайшее время должны презентовать первый белорусский электромобиль, который создается ка седан С-класса Geely SC7. Сейчас ведется разработка белорусских батареи и двигателя для него. Ожидается, что дизайн автомобиля не претерпит изменений.
Мнение
Александр Борисович, главный конструктор ОАО «Витязь»:
– Наше предприятие освоило выпуск электрозарядных станций для электромобилей. Цена около 2 тысяч долларов, что намного дешевле импортных аналогов. Но заказов пока нет, хотя ведутся переговоры об установке станции с торговой сетью «Евроторг» и минским предприятием «Парковки столицы».
Справка «ВВ»
В Беларуси разработана концепция по развитию придорожного сервиса, рассчитанная до 2020 года. Согласно ей в Беларуси запланировано строительство новых АЗС, в том числе электрозаправок. По информации Минтранса, нашелся инвестор, который предлагает создать около 20 электрозаправок на трассах М1 и М2, а всего до 500. Возможно, для данных целей будут привлекать кредитные финансы международных банков. Также недавно руководство «Белоруснефть» заявило, что в его планах до 2020 года поставить
40 зарядок для электромобилей.
Фото Александра КУТЫНКО.