В эту субботу, 14 декабря глава области Александр Субботин провел прямую телефонную линию.
Годами сложилась практика: чиновники разного уровня, каждую субботу на протяжении трех часов входят, что называется, в «плотный контакт» с населением. У любого гражданина нашей страны есть возможность позвонить руководителю, государственному управленцу, чтобы прямо, а порой даже и не стесняясь в выражениях, высказаться о наболевшем, пожаловаться, задать вопрос и попросить о помощи. Главное – человека услышат, помогут, проконсультируют и просто по-человечески, без лишней бюрократии, поддержат.
Обычно журналистские материалы с таких мероприятий строятся примерно одинаково: поступило столько-то звонков, подняты такие-то проблемы. Как итог - решения приняты, а вопросы поставлены на контроль.
Чтобы соблюсти принятый протокол и не нарушать традиций, я, конечно, проинформирую читателя: в этот раз председателю облисполкома поступило 26 звонков. Люди обращались из областного центра, Орши, Постав, Докшиц, Глубокого. Традиционно превалировали вопросы ЖКХ, заметно стало меньше вопросов по дорогам.
Так, одной заявительнице «пылит» доломитовое покрытие, которым недавно подсыпали проезжую часть, еще одна дозвонившаяся просила обратить внимание на микрорайон «Песковатики» и заасфальтировать свою четвертую из двенадцати «Линий» (так называются улицы этого частного сектора в Витебске).
– По вопросу ремонта уличной сети давно пора заходить в частный сектор. Разработайте график работ даже на пять лет, но чтобы люди понимали и знали: пусть не в текущем, а через год, два, если не все так критично, то и через четыре-пять, на их улице все будет сделано, – такое поручение дал Александр Субботин председателю горисполкома Алексею Героеву.
Разумеется, одномоментно и сплошным покрытием все не сделаешь, но системно работа в этом направлении уже начата. Хотя нам, простым обывателям, в отличии от специалистов, чужды и режут слух понятия «категории»: первая, вторая очередь. Кажется, дорога возле родного дома куда ближе к телу, а значит, и отремонтирована должна быть сразу. Желательно после звонка на «прямую линию». Что важно: действительно, в первую очередь, обратят внимание на нее. Но это не значит, что не думают о других. Как раз это и скрывается за таким общим и для многих пустым понятием – «системная работа».
Оперативно по проблемным вопросам ЖКХ в этот раз сработали и по Витебску. Еще не вышли три часа, отведенные на разговор главы области с жителями региона, как Алексей Героев обозначил, что как минимум, четыре вопроса, уже решены: прочищена забитая канализация в подвале дома по ул. К. Маркса, в другом доме там же наладили горячее водоснабжение, а в одной из многоэтажек на ул. Титова «ликвидировали залитие подвала». По четвертому адресу, где жаловались на едва теплые батареи, проблему решили, даже несмотря на то, что никого из хозяев не оказалось дома. Свидетельствует ли тот факт о том, что горожане используют «прямую линию» облисполкома как более надежную альтернативу службе 115, ведь заявки выполняются гораздо быстрее, что коммунальные службы работают плохо, а чиновники на это закрывают глаза? Однозначный ответ – нет! Это значит, что простые люди, как бы кому-то не хотелось обратного, ДОВЕРЯЮТ ВЛАСТИ.
Именно поэтому и звонит Александру Субботину 73-летняя пенсионерка из Новополоцка. Женщина скопила с пенсии деньги, купила в банке 300 долларов, а когда понадобилось поменять сбережения снова в белорусские рубли, не смогла. Кассир, рассматривая купюры, заметила на них следы плесени и посоветовала обратиться в другой банк. Обойдя несколько отделений, где везде отказали, ссылаясь на какие-то правила, жительница Новополоцка сняла трубку утром в субботу и набрала председателю облисполкома, робко отметив, в начале разговора, что это, наверно, совсем не его уровня вопрос.
– Галина Петровна, не волнуйтесь, поможем! У вас в Новополоцке председатель горисполкома – хороший руководитель и человек, передам ему ваши контакты, закончится «прямая линия», перезвонят. Если не смогут на месте разобраться, то на уровне области точно ваш вопрос решим, – подытожил глава области.
И таких людей, кому перезвонили уже после 12 часов, чтобы помочь и детальнее разобраться в проблеме, достаточно. Кому-то посоветуют, как грамотно составить запрос, чтобы правильно сделали перерасчет задолженности, кому-то помогут найти вариант проведения воды в дом, когда соседи не дают разрешения копать на их участке.
На место отправится комиссия, чтобы решить вопрос, как поступить со сгоревшим сараем. Жильцы раньше там хранили дрова, потом, когда к дому подвели отопление, здание частично оказалось не нужным. Пустующие помещения, кстати, и стали источником беды: кто-то в них явно неосторожно обращался с огнем.
– В топе проблемы ЖКХ. Независимо от региона нашей области, все равно основными вопросами остаются канализация, вода и отопление. Меньше стало обращений по межличностным конфликтам, дачным кооперативам. Но тем не менее, тревожно, что сфера ЖКХ сохраняет пальму первенства. Это четкий маркер, что отрасль одна из проблемных. И то, как эти вопросы решать, – наша совместная задача. Будем улучшать именно эту сферу, – подвел итоги, общаясь с журналистами, Александр Субботин.
На часах 12.00, «прямая линия» завершена. Последние десять минут телефон молчал. Это время губернатор и его команда были погружены в другой вопрос.
Вчера в Витебске произошел пожар в ТЦ «Беларусь». За тем, как на месте происшествия развивались события, в режиме онлайн следила вся страна. Если кратко, с момента сообщения о ЧП и до позднего вечера работали спасатели. Посетителей и работников быстро эвакуировали, возгорание сначала локализовали, далее ликвидировали. Медики оказывали помощь пострадавшим. Двое человек остаются в тяжелом состоянии. Врачи стараются делать все возможное, чтобы быстрее стабилизировать пациентов и вернуть их домой к семьям. Теперь специалисты устанавливают причину произошедшего.
Тем временем пора уже думать о людях, работавших в торговом центре. Чем можно помочь арендаторам, как трудоустроить тех, кто в один миг из-за беды лишился работы. И какова теперь будет судьба самого здания. Все это, выражаясь таким нелюбимым для нас, простых обывателей, бюрократическим языком, «на контроле» власти. Власти, которой люди доверяют свои проблемы и беды, будь это яма на дороге возле дома или последствия пожара в крупном торговом центре, где, к счастью, обошлось без человеческих жертв.
Фото Алексея Вронского.