Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Нетрезвые пассажиры, упавший заработок и дистанционный контроль налоговой. О буднях витебского такси

Трудно за короткое время вжиться в столь специфическую профессию, как таксист. Но, напросившись на пару часов в компаньоны к старому приятелю, который за последние десять лет побывал и частным извозчиком, и наемным рабочим в различных службах такси, кое-какие профессиональные секреты узнать получилось. Итак, чем же отличаются «хорошие» таксисты от «плохих», какие пассажиры самые щедрые и что стоит знать, чтобы не платить за поездку лишнего?

С товарищем договорились встретиться в будний день, в рабочее время. Думал, что заказов будет немного и получится пообщаться в спокойной обстановке. Однако к моему удивлению, больше 20 минут наш автомобиль с «шашечками» не простаивал. Люди спешили на вокзал, везли детей в поликлинику и даже ездили с работы домой на обед.  Неужели такси сегодня столь доступно?

– Скорее да, чем нет, – объясняет Сергей. – Тарифы на перевозки такси не повышались несколько лет, а после того как в Витебске появилась новая служба, установившая крайне низкие цены, остальным пришлось уменьшить стоимость проезда. При том, что за эти годы значительно подорожали запчасти, топливо, да и жизнь в целом. Средняя поездка в такси сегодня стоит 3,5-4 рубля, даже дешевле. Такси сейчас пользуются довольно активно, а вот заработки водителей упали и нагрузка возросла.  

К сожалению, составить компанию таксисту в поездках не получилось. Как только диспетчер передал Сергею заказ, он вежливо попросил меня выйти и подождать. Почему?

– Клиенты бывают разные, – объяснил, заводя машину. – Не каждый поймет, почему в машине вместе с водителем оказался еще один мужчина. Могут от поездки отказаться, в фирму пожаловаться или даже в транспортную инспекцию. По правилам в такси должен присутствовать только водитель.

Что ж, работа есть работа, и я остаюсь в одиночестве (к слову, пришлось ждать не один раз), беседовал с Сергеем урывками, пока, в конце концов, у него не начался часовой перерыв на обед.

Полный контроль

Времена, когда большинство таксистов были сами себе хозяевами, а лазеек для «левого» заработка существовало множество, очевидно, канули в Лету. Автомобиль напичкан различными девайсами, которые не только упрощают работу таксиста, но и позволяют при желании полностью его контролировать: и службе, на которую он работает, и соответствующим госорганам.

Система контроля налоговых органов (СКНО) дистанционно фиксирует всю выручку, которая проходит через кассовый аппарат (он же таксометр), а встроенный GPS-модуль отслеживает и сохраняет на серверах контролирующих органов все передвижения такси. Обязателен таксометр, который записывает стоимость поездки и печатает чек. Есть рация для связи с диспетчером.

Полезная вещь – навигатор. Хотя, по словам Сергея, доверять этим приборам полностью не стоит, и настоящий профессионал легко обходится без него. Также у водителей продвинутые мобильные телефоны для работы с соответствующими Интернет-приложениями по вызову такси. На них же приходят SMS с адресами заказов.  

Специфика работы

Абсолютное большинство таксистов (даже зарегистрированных как ИП) сегодня трудятся по договорам с операторами служб такси, которых только в Витебске больше дюжины. По словам Сергея, «от бордюра», то есть сами по себе, сегодня работают единицы, для которых такси – лишь дополнительный заработок.

Остальные возят пассажиров по правилам и тарифам, установленными службами. Несколько лет назад из-за невозможности обновить автомобиль (старый постоянно ломался) мой знакомый отказался от предпринимательства и теперь «наемник» – по договору подряда водит машины, которые предоставляют службы такси. Говорит, так меньше головной боли с ремонтом, но зато контроля и ответственности значительно больше.

 График у большинства таксистов строго регламентирован, а  выходной лишь один в неделю, чаще в понедельник. Например, Сергей работает с напарником посменно – 12 часов через 12. За смену полагается час обеда и два 30-минутных перерыва для помывки и заправки автомобиля.

Трудовой день начинается рано. Нужно не только привести в порядок авто, но и пройти предрейсовый осмотр медика (в основном речь идет об алкотестере),  проверить техсостояние такси и документы у механика. Заполняется путевой лист, соответствующая информация вводится в таксометр, «открывается смена» – и в путь.

Витебск условно разделен на пять зон, где свободные такси ждут вызовов. Прежде чем получить заказ от диспетчера нужно выстоять очередь. В зависимости от популярности службы, дня недели и времени суток она может двигаться быстро или не очень, но, как правило, проблем с вызовом такси сейчас нет. Среднее время подачи машины – до 5-7 минут по городу и до 10-12 минут – на окраину.

О финансах

По словам Сергея, ритм его жизни очень напряженный, заказов обычно много. Сидеть в машине, читая книжки, не приходится. А вот заработки могли бы быть лучше.

– Например, вчера я отколесил почти 11 часов, обслужил 12 заказов, – подсчитывает Сергей. – Устал жутко. «Чистыми» вышло всего около 20 рублей, еще 20 отдал фирме по плану. В итоге в месяц выходит максимум 400-500 рублей. Таксисты, зарегистрированные как ИП, и возящие клиентов на личном транспорте, наверное, могут заработать до 600-700 руб. Но для этого нужно буквально жить в машине, а автомобиль должен быть новым, чтобы не разориться на ремонте. К тому же заработки в такси не отличаются постоянством: из-за погоды, сезона, времени суток раз на раз не приходится.

Клиент всегда прав?

Отношения таксистов и клиентов – особая история. Чаще всего водители их ценят и уважают, но иногда просто ненавидят. За пренебрежительное отношение («я тебе заплатил, а, значит, купил»), откровенное хамство, вызывающее поведение, излишнюю навязчивость и болтливость.      

– Пассажиры, конечно, бывают разные: сталкиваемся и с хамством и с пренебрежительным отношением, – рассказывает Сергей. – Но хороший таксист – прекрасный психолог. Если надо мы и выслушаем, и беседу поддержим. Со сложными клиентами, особенно нетрезвыми, нужно быть предельно вежливым и корректным, чтобы потом не пришлось вызывать милицию. Мне  везло, а вот у моих коллег были случаи, когда недовольные клиенты били в машине стекла, затевали драки.

К слову, у таксистов очень развита взаимовыручка. После  специального позывного SOS по рации на помощь обычно съезжаются все свободные водители.

Но, как известно, нетрезвые клиенты, могут стать самыми щедрыми пассажирами. Сергей в свое время даже возил одного такого в Могилевскую область, а другого в Полоцк. До сих пор он вспоминает и необычно щедрые чаевые – 100 долларов, которыми за полчаса катания по городу расплатился счастливчик, сорвавший куш в игровых автоматах.

Но в большинстве своем таксисты не корыстные люди, говорит Сергей. За свою карьеру он возвращал десятки дорогих мобильных телефонов и кошельков, которые в машине часто забывают пассажиры.

– Чужое добра не приносит, – считает мой знакомый. – Чаще не таксисты обманывают, а сами клиенты. Не раз бывало – привозишь человека куда-нибудь в частный сектор, прямо к дому, он чинно выходит, мол, домой за деньгами, и исчезает, перескочив через забор.

Контролировать работу такси сейчас несложно, а клиентам, чтобы не быть обманутым, стоит помнить главное: таксометр должен быть включен только после посадки и выключен по приезде. Берите чек, который обязан выдавать таксист. Хороший таксист дорожит своими клиентами, особенно постоянными. Потерять доверие легко, а восстановить сложно. А от этого зависит наш заработок.     

Диалог с Сергеем прерывает рация: диспетчер называет его позывной. Едва перекусив, он снова спешит на вызов.

Фото Дмитрия Осипова


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ