В Национальное собрание Республики Беларусь от группы религиозных деятелей поступила петиция, собравшая в Интернете несколько тысяч подписей, с инициативой полного запрета в нашей стране абортов. К слову, в прошлом году, например, в областном центре было выполнено 923 прерывания беременности. Вниманию читателей «ВВ» — мнения специалистов: члена медицинского братства Николо-Георгиевского православного храма, врача-педиатра Татьяны Бизунковой и главного врача Витебской городской акушерско-гинекологической поликлиники Ольги Антоненко.
Татьяна Бизункова:
— Ситуация с абортами в Беларуси не самая благополучная. Лишь в каждой пятой стране мира разрешены аборты, и наше государство среди них. Искусственное прерывание беременности стало законным в 1920 году после установления советской власти. Для сравнения, в США легализация абортов произошла только в 1973 году, а во Франции — в 1975. По приблизительным оценкам специалистов, за это время в республиках СССР было уничтожено около 300 млннеродившихся детей. Огромная цифра!
— Насколько демографическая ситуация в современной Беларуси связана с легальностью абортов?
— Существует концепция демографической безопасности в РБ, в которой главной задачей является последовательное увеличение рождаемости. Благодаря комплексу мер в последние годы детей стало рождаться больше, но, с другой стороны, ежегодно в Беларуси совершается около 30 тысяч абортов. С учетом этой цифры демографических проблем могло быть меньше.
— Но ведь с каждым годом количество абортов сокращается?
— Это хорошо. Значит, меняется сознание белорусов. Наши женщины постепенно понимают, что прерывание беременности даже на ранних сроках — это убийство. Вообще, на мой взгляд, в последнее время мы слишком легко относимся к человеческой жизни. Дети из пробирки, суррогатное материнство, фетальная терапия, получение стволовых клеток из послеабортного биологического материала и так далее. Но ведь зачатие — это до сих пор загадка, Божий промысел. Уже после слияния ядер мужской и женской половых клеток начинает формироваться уникальная личность. На 18-20-й день жизни происходит образование мозга и нервной системы, начинает биться крохотное сердечко. На 28-й день формируются позвоночник и мышцы, определяются ручки и ножки, глаза, уши. На шестой неделе УЗИ фиксирует осторожные движения ребенка, а специальная аппаратура улавливает импульсы мозга. Это уже настоящий, но очень маленький человечек. Но при этом до 12-й недели женщина по собственной воле и при поддержке врачей совершенно законно может сделать аборт.
— Насколько велика вероятность осложнений после прерывания беременности?
— После первого аборта до 30% женщин впоследствии не могут иметь детей. У половины обостряются половые заболевания, многие из которых становятся хроническими. А случаются еще и психологические травмы — так называемый постабортный синдром. При нем женщины страдают страхами, депрессией, бессонницей. Порой дело доходит до алкоголизма, психозов… По результатам анонимных опросов более 80%, сделавших аборт, очень жалеют об этом, но ничего не изменишь.
— А как вы относитесь к контрацепции, планированию семьи?
— Здесь следует помнить, что многие противозачаточные средства имеют в том числе и абортивный эффект, то есть зачатие происходит, но у ребенка нет шансов выжить из-за изменений в слизистой оболочке матки. Применение таких препаратов далеко не безвредно для организма. Начиная со школы, с одной стороны, нужно прививать чувство уважения к жизни, стремление беречь себя, свое здоровье, а с другой — не забывать о морали. Сейчас дети быстро взрослеют и, к сожалению, нередко в 16-17 лет говорить о нравственных ценностях, как и о контрацепции, с ними уже поздно. Дело доходит до абортов в самом юном возрасте. Но что будет с нацией в таком случае? Посмотрите, что происходит в странах Евросоюза, где уже давно существует установка на малодетность. Они все больше наполняются эмигрантами. Самое печальное, что и в Беларуси многодетные семьи — редкость, их меньше 5%. И отношение в обществе к ним тоже неоднозначное, иногда как к маргиналам. У меня трое детей, и я знаю, о чем говорю.
А ведь психологи утверждают, что в многодетных семьях дети более коммуникабельны, стрессоустойчивы, умеют себя сдерживать и готовы делиться. В то же время у них очень плотно закручена «пружина желаний», и, став взрослыми, они часто добиваются успеха. Об этом должны задуматься женщины, родившие одного ребенка и сказавшие «стоп». Деньги и достаток, конечно, важны, но не надо забывать народную мудрость: дал Бог ребенка, даст ему и долю.
Ольга Антоненко:
— В последние годы количество абортов постоянно сокращается. Если, например, в 2006 году в Витебске и Витебском районе на 100 родов приходилось 56 прерываний беременности, то в прошлом году — 18,9. Налицо формирование негативного отношения общества и, прежде всего, женщин к абортам. Вырос уровень образованности представительниц слабого пола, они стали бережнее относиться к своему здоровью. Да и информация по этому вопросу доступна. Проводится регулярная профилактическая работа в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения. В детских поликлиниках функционируют центры дружественного отношения к подросткам, практикуют индивидуальный подход к будущим мамам и в женских консультациях. Врачи-акушеры стараются соблюдать так называемые дни молчания при обращении женщины по поводу прерывания беременности. Я могу привести много примеров, когда благодаря участию специалистов женщины принимали решение отказаться от аборта.
— Нередко одной из причин для искусственного прерывания беременности называют неустойчивое материальное положение. Насколько это оправдано, когда речь идет о сохранении ребенка?
— В последнее время приоритеты в обществе изменились. 18-20-летних рожениц совсем немного. Появление первого ребенка планируется к 25-30 годам. Женщины зачастую нацелены на получение образования, карьеру, материальное благополучие, успешное замужество. С одной стороны, подход к материнству теперь более осознанный, но, с другой, иногда наступление первой беременности не влечет за собой роды. То есть аборты совершаются из-за нереализованных меркантильных планов. На мой взгляд, это неправильно. Мы привыкли рассчитывать материальную сторону своих интересов, а таким важным моментам в жизни любого человека, как пополнение в семье, придаем недостаточное значение.
— Какой возраст, с точки зрения медицины, идеален для рождения первого ребенка?
— Это индивидуально, но оптимальный возраст стать мамой в первый раз — 21-25 лет. Но это вовсе не значит, что в более старшем возрасте возникнут проблемы. Если женщина уделяет внимание своему здоровью, планирует наступление беременности еще до зачатия, бережно относится к ней, не пренебрегает советами врача, то все будет хорошо и в 28, и в 30 лет, и старше. Я рекомендую представительницам слабого пола, планирующим беременность в течение ближайшего года, посетить акушера-гинеколога для осмотра и получения рекомендаций, даже если их ничего не беспокоит. Своевременное обследование и лечение поможет избежать многих проблем.
— Некоторые женщины думают, что современная медицина и технологии сделали аборт, особенно на ранних сроках, процедурой легкой и безболезненной. Так ли это?
— Нет. Конечно, появились современные одноразовые инструменты, лекарственные средства, снижающие риск осложнений, и так далее. Но в остальном аборт, в том числе и вакуум-аспирация, — механическое удаление плода из матки, которое доставляет не только физическое, но и психологическое страдание женщине. Более того, часто возникают так называемые поздние осложнения — обострение хронических заболеваний, гормональные нарушения, бесплодие. Прерывание беременности никогда не проходит бесследно и становится пусковым механизмом для начала заболевания.
— В некоторых странах у акушеров-гинекологов есть право отказаться от совершения абортов. Наши врачи этого сделать не могут. Каково отношение медиков к такой процедуре?
— Нужно понимать, что прерывание беременности — всегда трагедия. И смею вас уверить, что акушеры-гинекологи выполняют данную операцию с тяжелым сердцем. Поэтому лично я — за контрацепцию, грамотное планирование семьи. Сейчас для этого есть множество методов, и специалист всегда поможет подобрать оптимальный. Задача врача — не допустить, чтобы сломанных судеб было больше.
— Когда аборт — это единственное спасение для жизни матери?
— Прерывание беременности возможно до 22 недель, но строго по медицинским показаниям. Чаще всего — из-за серьезной патологии со стороны плода, несовместимой с жизнью, или из-за осложненных хронических заболеваний матери. В таких ситуациях миссия доктора — дать полную информацию о состоянии здоровья, окончательное решение принимает семья.
Уже в 11-12 недель с помощью ультразвуковой диагностики мы можем просчитать ряд рисков, которым будет подвержена беременность. Специальные обследования, проводимые по показаниям, позволяют почти со стопроцентной уверенностью говорить о рождении ребенка с той или иной патологией.
— Что вы напоследок посоветовали бы женщинам?
— Им стоит ценить свою индивидуальность, беречь достоинство и быть целомудренными, ответственно относиться к здоровью и будущему материнству. Хочется, чтобы желание родить ребенка было осознанным со стороны обоих родителей, ведь часто решение «жить или не жить» зависит и от реакции мужчины на известие о беременности. Я призываю мужчин быть решительными и не бояться брать ответственность за свою семью. Ведь большего счастья, чем появление на свет ребенка, в жизни не бывает.