За Витебском закрепилось множество разных эпитетов – северная или фестивальная столица, город художников. Но подойдет и еще один титул – своеобразная обувная Мекка. Здесь сосредоточены крупные производства – фабрики «Белвест» и «Марко» и учебные заведения (высшие и средние специальные), которые готовят квалифицированные кадры для отрасли. А еще есть мастерские, которые помимо ремонта занимаются индивидуальным пошивом обуви. В одной из них, чтобы узнать секреты сапожного ремесла и расспросить об интересных заказах клиентов, побывали корреспонденты «ВВ».
Сергей Адамович в обувном деле уже четверть века, недавно выяснил, что один из его предков тоже был сапожником. В набойках, супинаторах, каблуках, колодках, а также видах, качестве кожи и других материалов для обуви мастер разбирается отлично. Он может полностью разобрать пару на составные части, заменить изношенные детали и собрать ее снова так, что о переделке догадается даже не каждый профессионал. Среди его постоянных клиентов есть жители Германии, Чехии, Голландии.
– Привозят обувь и просят переделать, отремонтировать. Во-первых, потому что цены здесь более приемлемые, а во-вторых, за рубежом мастера не за каждую работу возьмутся, – пояснил специалист и в качестве доказательства продемонстрировал пару импортных сапог, голенище которых находится на растяжке.
– Самая частая ошибка, которую люди совершают при выборе обуви, – не ориентируются на собственные ощущения. После покупки «внезапно» выясняется, что туфли все-таки жмут или молния, которую продавец в магазине ловко застегнула, заметив, что со временем материал потянется и обувка станет впору, никак не поддается владельцу. В таких случаях обращаются к нам, просят растянуть, ушить, подогнать по ноге. Приносят и абсолютно новую обувь, чтобы сделать профилактику, потому что производитель экономит на материалах и подошва получается очень тонкой, – отметил Сергей Адамович.
В мастерской осуществляют более 50 видов ремонтных работ, в том числе индивидуальный пошив. Обращаются сюда и любители оригинальных и эксклюзивных моделей, те, кто не может найти себе подходящую обувь из-за особенностей формы стопы или косточек на ноге. В каталоге выполненных заказов и джинсовые ботфорты, кожаные, замшевые ботильоны, мужские ботинки ярких цветов и необычных фактур и классические туфли. К слову, вопреки известной поговорке «сапожник без сапог», у мастера и его коллег все-таки есть обувь собственного производства.
– Задумок много, правда, не всегда успеваешь их реализовывать. То одна идея захватит, то другая. В итоге до готового изделия так и не доходит, – поделилась Елена Иванова. Девушка – дизайнер обуви, закончила Витебский технологический госуниверситет, в отрасли уже около десяти лет. Она и еще один обувной «модельер» Алеся Музыкантова выслушивают пожелания заказчиков, снимают мерки, занимаются конструированием, а после передают заготовку мужчинам-мастерам, чтобы те вручную выполнили затяжку верха и сборку обуви.
Девушки признались, что гораздо сложнее сделать босоножки, чем, к примеру, сапоги. Это своеобразная ювелирная работа, которая требует больше усидчивости, внимания и терпения: нужно симметрично выставить все ремешки, мелкие детали. Но высший пилотаж, по их наблюдениям, – это пошить идеальные туфли-лодочки. Чтобы они сели на ногу и безукоризненно выглядели, необходимо учесть множество технологических и индивидуальных нюансов. Свою работу девушки и их начальник очень любят, говорят, что это настоящее творчество.
– Бывает, конечно, рутина затягивает, но мы стараемся креативить. Сейчас делаем необычную пару. Это женские красно-черные ботильоны с интересной формой мыса – раздвоенной, – рассказал Сергей Адамович. – Жалко, что профессия постепенно вымирает, есть мелкосерийное производство, но это тоже поток – лекала и колодки одни и те же. Мы – за индивидуальный подход. Чтобы найти способ починить или переделать, приходится ломать голову не один день. Результат, как показывает практика, устраивает нас и наших клиентов.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.