Место трагедии, которая унесла жизнь 96-летней бабушки, посетили работники Витебского областного управления МЧС в рамках республиканской акции «Безопасность в каждый дом».
Не дать пожарам шанса
Участники рейда, посещая деревни Коробовского сельсовета Глубокского района, сделали акцент на пожилых людей неслучайно. Еще несколько лет назад одной из главных причин возгорания жилых и хозяйственных построек являлось нарушение правил эксплуатации печного отопления. В последнее время такие случаи наблюдаются все реже, но возрастает количество пожаров, произошедших по вине пожилых. Невнимательность, неосторожность, злоупотребление спиртными напитками приводят к трагическим последствиям.
По словам старшего инспектора Центра безопасной жизнедеятельности и взаимодействия с общественностью областного управления МЧС Юлии Похолкиной, только в январе этого года на территории Витебской области произошло 62 пожара, 18 человек не смогли выбраться из огненного плена. Девять из погибших пенсионеров находились в состоянии алкогольного опьянения.
В январе этого года на территории Витебской области произошло 62 пожара, 18 человек не смогли выбраться из огненного плена. Девять из погибших пенсионеров находились в состоянии алкогольного опьянения.
На Глуботчине в первом месяце 2020-го произошло три пожара, погибло два человека. В 2019-м было 37 пожаров, унесших жизни шести человек. И вновь в числе наиболее вероятных причин были названы вредные привычки. Так почему же взрослые люди проявляют халатность и безразличие?
Своевременная профилактика
– В минувшем году у нас произошло пять пожаров, – рассказывает председатель Коробовского сельсовета Евгений Татун. – Пострадали жилые дома, хозпостройки. Обошлось без человеческих жертв, но все равно каждый отдельный случай – трагедия. Помогали восстанавливать жилье, оперативно решать другие важные вопросы, кого-то переселяли.
Сельсовет Евгений Клавдиевич возглавляет десять лет. По его словам, за это время не раз менялись формы и методы проведения профилактических мероприятий. И если раньше больше внимания уделялось работе мобильных групп, то в последнее время главенствующую роль играет смотровая комиссия, в состав которой входит 19 человек, в том числе представители правоохранительных органов, социальных служб.
– Посещаем дома, беседуем со стариками, проверяем исправность пожарных извещателей, электропроводки, печного отопления, – говорит Евгений Клавдиевич. – Если делаем замечания, то, как правило, устраняют. Правда, есть несколько человек, которых можно отнести к социально уязвимой категории граждан. Регулярно с представителями МЧС, РОВД, старейшинами деревень бываем у них дома, предупреждаем. Задача смотровой комиссии не только проверить, но и провести своевременную профилактическую работу.
Печальное известие
Сложно предугадать, откуда придет беда. Например, пожар в деревне Латыголь Глубокского района. 18 декабря дом, в котором проживала 96-летняя пенсионерка, посещала смотровая комиссия. Все было исправным, ничто не вызвало обеспокоенности. Бабушка встречала гостей в чистой опрятной одежде, рассказывала о том, что кушала на ужин и о чем беседовала с соседкой. Она была инвалидом II группы, зрение с каждым годом становилось все хуже. Долгое время проживала одна в стареньком доме поодаль от деревни.
– После смерти папы мама забрала ее жить в свой дом, – отмечает родственница Ирина. – Часто приезжала к ним, так как живу в соседней деревне. В апреле минувшего года умерла мама. Помню, как бабушка всю ночь на коленях простояла возле ее гроба. Плакала, молилась. Очень боялась, что мы попросим ее уйти, а ведь дом ее совсем обветшал. От социальной койки категорически отказывалась. Мы с мужем разрешили ей остаться. Каждый вечер я ездила в родной дом, топила печку, привозила еду. Днем к бабушке приходила соседка.
Январской ночью вспыхнул пожар. Работники МЧС приехали быстро, но, к сожалению, избежать несчастья не удалось. Огонь уничтожил кровлю, повредил потолочное перекрытие, стены, имущество.
Вскоре состоялось заседание действующей при райисполкоме комиссии по предупреждению гибели людей от внешних причин, в том числе чрезвычайных ситуаций. Возглавляет ее заместитель председателя райисполкома Татьяна Тарасевич.
– Детально рассмотрели все три пожара, случившихся в январе этого года, акцентируя внимание на обстоятельства, предполагаемые причины гибели людей, – отмечает Татьяна Леонидовна. – Заслушали доклады руководителей субъектов профилактики, председателей смотровых комиссий. Дополнительно решили еще раз проверить условия проживания пенсионеров старше 90 лет.
Также комиссия постановила усилить проводимые профилактические мероприятия, выступила с ходатайством о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, которые не проявили бдительности, не сумели предупредить возникновение пожаров со смертельным исходом.
По количеству отдаленных от райцентров, малонаселенных деревень Витебская область лидирует в стране. Поэтому спасателям требуется гораздо больше времени для прибытия к месту возгорания. А когда случается пожар, на счету каждая минута.
Работа на опережение
В районе 250 человек старше 90 лет, среди них много одиноких и одиноко проживающих.
– У нас, например, 22 человека, перешагнувших девятый десяток. И у каждого из них – своя история. У кого-то есть дети, за кем-то присматривают близкие, дальние родственники, соседи, а кто-то остался совершенно один, – продолжает Евгений Татун. – Оптимальный вариант – помещение стариков на социальную койку. Но вот беда: в 90% случаев они категорически отказываются покидать родные стены. Соглашаются разве что подправить здоровье.
Рейдовая группа побывала у Виктора Курцевича. Любые предложения о социальной койке он пока исключает, уверяет, что сам в состоянии за собой присматривать, даже на соседку обижается, что та проявляет чрезмерную внимательность. А покурить он выходит исключительно на улицу.
По дороге к другому домовладению Евгений Клавдиевич вспомнил недавний случай, когда бабушку, а она уже стала забываться, плохо ориентировалась на местности, всеми правдами и неправдами отправили в лечебное учреждение. Социальному работнику ежедневно добираться до ее хутора было весьма проблематично. До последнего старушка заявляла, что никуда из дома уходить не собирается, но оставлять ее одну было неправильно.
Примеров, чтобы старики сами просили оформить документы на социальную койку, Евгений Татун вспомнить не смог. При этом назвал несколько случаев, как, оказавшись вдали о дома, старики быстро угасали. Несколько лет назад был еще один печальный случай: дочь, которая живет в России, хотела забрать состарившуюся мать к себе. Бабушка не согласилась. И покончила жизнь самоубийством.
– Желая помочь нашим старикам, пытаемся найти золотую середину. Ведь главное, чтобы им было комфортно, чтобы они не были оставлены без внимания, – подчеркивает Евгений Клавдиевич.
Пенсионерам на территории Коробовского сельсовета помогают девять социальных работников. Повышенное внимание к пожилым людям уделяют не только в осенне-зимний период, а на протяжении всего года.
Гибель людей – общая боль
На заседании Глубокского райисполкома рассматривался вопрос о соблюдении требований Директивы №1, в том числе по предупреждению гибели людей от внешних причин. В обсуждении актуальной проблемы принимал участие начальник областного управления МЧС Республики Беларусь полковник Сергей Мелешкин.
По словам Сергея Николаевича, трагедии, повлекшие смерть граждан, свидетельствуют о недостаточности мер по созданию безопасных условий проживания социально уязвимых категорий граждан, одиноко проживающих пенсионеров, инвалидов, которые не в состоянии ухаживать за собой.
– Мы должны бороться за жизнь каждого человека и особую заботу проявлять в отношении пожилых людей, многодетных, неполных семей, – подчеркивает Сергей Николаевич. – Нужно усилить профилактическую работу, активнее пропагандировать здоровый образ жизни. Борьба с вредными привычками должна стать всеобъемлющей. Медики, спасатели, педагоги, представители других служб должны работать сообща. Человек под действием алкоголя не задумывается о последствиях, наша задача – приложить все силы для того, чтобы минимизировать количество подобных происшествий.
Коробковский сельсовет – один из самых больших в Глубокском районе. Его территория включает 37 населенных пунктов, в которых проживает более 3,2 тысячи человек. Среди них 468 детей и 922 сельчанина старше трудоспособного возраста.
Фото Дианы Берникович.