Во время операции «Воздушный мост Бегомль — Большая земля» эвакуировали советскую разведчицу, которую Гитлер объявил своим личным врагом.
О героях былых времен
В Бегомльском музее народной славы Докшицкого района хранятся уникальные фотографии – документальные свидетельства знаковых событий в летописи родного края. Среди них снимки, сделанные в далеком 1943-м, которые рассказывают об одной из героических страниц Великой Отечественной войны – истории действовавшего на здешней территории партизанского аэродрома.
Как пояснила директор музея Ольга Талярёнок, летное поле на окраине Бегомля появилось в конце 1930-х, но воспользоваться им в мирное время не успели. Действовать аэродром начал в годы Великой Отечественной войны и стал важным связующим звеном между Большой землей и Борисовско-Бегомльской партизанской зоной. По воздушному мосту доставляли оружие, медикаменты, продукты, вывозили раненых и эвакуировали детей и стариков.
С бегомльским аэродромом связано немало известных имен. Так, первым планеристом, который осуществил посадку и взлет планера с тяжелоранеными партизанами, был будущий заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза полковник Сергей Анохин. За выполнение этого боевого задания он был награжден орденом Красного Знамени.
Обычно на взлетную полосу садились двухмоторные Ли-2 и «дугласы» 101-го авиаполка дальнего действия, которым командовала Валентина Гризодубова, единственная женщина в истории авиации, назначенная командиром мужского полка.
За время операции «Воздушный мост Бегомль – Большая земля» в тыл противника было отбуксировано 65 планеров, перевезено 50 т боевого груза, в том числе противотанковые орудия, пулеметы, минометы, автоматы, винтовки, взрывчатка и мины. Через аэродром велось обеспечение более 40 партизанских отрядов и бригад. Каждую ночь на взлетное поле приземлялись по семь-десять планеров и два-три самолета. Аэродром действовал вплоть до июня 1944-го.
– Из Бегомля на Большую землю была отправлена Елена Мазаник, Герой Советского Союза, разведчица, непосредственный исполнитель уничтожения генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе, которую Гитлер объявил своим личным врагом, – отметила Ольга Талярёнок.
Обслуживание аэродрома было возложено на специально созданную для этой цели группу партизан. Они занимались подготовкой приема самолетов и планеров, их разгрузкой, маскировкой, отправкой в обратный рейс.
В музейных фондах есть фото бесстрашных пилотов-планеристов, сделанные перед вылетом. Некоторые из них погибли, выполняя боевое задание. А выжившие спустя годы встретились в Бегомльском музее и сфотографировались с пионерами местной школы.
Еще на одном памятном фото, сделанном 20 августа 1967 года, – открытие обелиска в память о партизанском аэродроме. Мемориальный знак представляет собой стелу, на пике которой находится уменьшенная копия самолета Ли-2. На табличке надпись: «Здесь в 1943 – 1944 гг. действовал партизанский аэродром, через который поддерживалась связь с Большой землей. Отсюда начала свой боевой путь группа организаторов партизанского движения в Литве».
А на снимке – первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров и первый секретарь ЦК КПБ Литвы Антанас Снечкус.
– В начале 90-х годов в память о подвиге наших бойцов, обеспечивших существование партизанского аэродрома, музею был передан самолет Ил-14. Ранее он использовался в полярной авиации, теперь же установлен на въезде в поселок. Возле него проводятся торжественные мероприятия, – пояснила Ольга Талярёнок.
Сегодня на месте, где находилась взлетная полоса, появился район жилой застройки, который местные жители называют «аэродром».
Фото предоставлены Бегомльским музеем народной славы.