Как в детском саду осваивают робоалгоритмику и к чему это приводит, узнали корреспонденты «ВВ».
Быть востребованными в современном мире, учиться анализировать информацию, искать решение проблем, аргументировать свои идеи и работать в команде... Как вы думаете, для кого ставятся такие задачи? Скажете, что для группы студентов или учащихся старших классов? И не угадаете. Для воспитанников детского сада! И это не мечты, а реальность, которая существует в детском саду № 32 Полоцка уже не первый год. Здесь педагоги активно используют информационно-коммуникационные технологии, идеи STEAM-образования. В дошкольном учреждении работает базовый ресурсный центр по формированию алгоритмической грамотности у воспитанников 5 – 7 лет. За внедрение этих и других новаций учреждение занесено на областную Доску почета имеет множество наград районного, областного, республиканского и международного уровня.
В союзе с роботами
Заведующий детским садом № 32 Елена Сухарева привела нас в группу, где воспитатель Татьяна Третьякова проводила занятие в объединении по интересам «Робоалгоритмика». Во время игры «Чистый город» ребята учились не только программировать роботов, но и правильно сортировать мусор. Для этого они должны были составить код для робота, с его помощью убрать лишние картинки с изображением мусора со стола и разложить всё по порядку, по контейнерам. Согласитесь, не каждый взрослый сориентируется, можно ли, например, стекло класть в соответствующий контейнер в пластиковом пакете или помещать в бумажный мусор одноразовый стаканчик. А малыши уже знают. И вполне могут дома преподать родителям урок экологической культуры, поделившись знаниями. Говорят, что яйца курицу не учат. На самом деле есть множество вещей, которым любой взрослый, какой бы он ни был разумный, может научиться у своих детей. Даже у маленьких.
Посетили мы и занятие в объединении по интересам «Информатика без розетки». Этот проект разработан в Парке высоких технологий при поддержке Министерства образования Республики Беларусь. В его рамках ребята решают ребусы, головоломки, различные задачки. Почему «без розетки»? Потому что без использования компьютера. В этом случае развитие логического, алгоритмического мышления происходит с использованием различных игровых дидактических игр.
Юные программисты из детского сада № 32 стали победителями всемирного онлайн-конкурса по робототехнике MatataWorld 2022 — международных соревнований по программированию для детей от 4 до 8 лет.
Конкурс был посвящен теме «Исследования Антарктики». Команда «Полярные звездочки» получила самую высокую награду – премию «Мататалаб» «Сияющая звезда» в категории «Команда дошкольников».
– Родители очень заинтересованы в таком развитии детей, да и ребят оттянуть от этого пространства очень нелегко. Они готовы часами решать игровые задания, – делится Елена Сухарева.– У нас есть три вида наборов образовательных роботов. Последние из них – «Талебот» – появились в детском саду благодаря победе в конкурсе. Интерактивные, они еще и разговаривают. Хвалят ребят за правильно выполненное задание или поддерживают, чтобы постарались найти верное решение. Мы уверены, что наши воспитанники, которые проходят алгоритмизацию в игровой форме еще в детском саду, впоследствии гораздо легче справляются со школьной программой по информатике. Уже девять наших педагогов получили сертификаты тьюторов проекта «Информатика без розетки», и работа в этом направлении продолжается. В дошкольном учреждении организованы четыре группы такого объединения по интересам. А вообще, начиная с 3-летнего возраста, развиваем у малышей предпосылки к логическому мышлению. В группе «Ромашка» этим занимается воспитатель Татьяна Белоусова.
Мультик своими руками
В центре по безопасности жизнедеятельности (это тоже предмет особой гордости учреждения) было чему удивиться. Здесь с детьми занимались воспитатели дошкольного образования Кристина Терещенко и Оксана Бойцова. В импровизированной студии ребята под руководством взрослых создавали мультик с сюжетом «Где дети могут играть». Вот, например, они играют на детской площадке, а недалеко – стройка и там так много песка! Можно ли туда идти?
Как правильно переходить проезжую часть? Как вести себя возле железной дороги, в быту, на природе? В шести зонах безопасности знакомят детей и с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях. В зоне пожарной безопасности всё нужно расположить в правильной последовательности: что за чем надо делать в случае пожара. Здесь дети не просто узнают, кто такие спасатели, но и «примеряют» на себя эту профессию. В дошкольном учреждении даже есть специальная экипировка, которую ребята во время соревнований надевают на скорость. Более того, сами ребята в центре безопасности, выступая в роли «отряда 112», занимаются образовательным туризмом – проводят занятия для других малышей из учреждений образования района по принципу «равный обучает равного».
Справка «ВВ»: STEАM-образование (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — это подход, в основе которого лежит интеграция научных, технических, инженерных и математических дисциплин, чтобы стимулировать у детей развитие навыков критического мышления, проблемного решения, творчества и сотрудничества.
К слову, по итогам IV Республиканского фестиваля «Безопасное детство» в номинации «Гордимся, что научили» семья Дайлидёнок, трое деток которой посещают детский сад № 32, заняла I место.
– Должна отметить, что все родители – наши активные помощники, мы тесно сотрудничаем, – говорит Елена Сухарева. – Вместе с ними мы в этом году посадили аллею Памяти, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. У нас действует клуб многодетных семей, где они не только участвуют в тренинговых занятиях с педагогом-психологом, но и делятся собственным опытом воспитания. К каждому празднику мы готовим выставки декоративно-прикладного творчества, и экспонаты для нее мастерят родители вместе с детьми. И ключевое здесь слово «вместе».
Фото Дмитрия ОСИПОВА.