В Витебской области прокатиться на лодочке или катере есть где. У нас более 2800 озер и 299 рек. Общая площадь водных объектов составляет свыше 145 тыс. га, это 31% от общей обводненности Беларуси. Из десяти самых глубоких водоемов страны восемь находятся в нашем регионе, из десяти самых крупных пять — на Витебщине. Представители УМЧС совместно с государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) области отправились в профилактический рейд на озеро Лосвидо Городокского района.
Сразу же в зону внимания инспекторов попала лодка, в которой находились мужчина и женщина. Они рыбачили. Один из них был без спасательного жилета. Также выяснилось, что судоводитель не имел при себе документов, в лодке отсутствовали аптечка, фонарик.
– На сегодняшний день зарегистрировано более 33 тыс. маломерных судов. Их ежегодный прирост составляет 1,5 тыс., – рассказал начальник ГИМС области Александр Ярмош. – В текущем году было проведено свыше 150 рейдов с взаимодействующими службами. Основные нарушения – отсутствие спасательного жилета, пройденного технического освидетельствования. Также есть проблемы с комплектацией лодок. В каждом маломерном судне должны быть якорь с якорным канатом, швартовая веревка, водоотливное устройство, весла, круговой фонарик, спасательные жилеты (по количеству людей, находящихся в лодке), огнетушитель (для моторных судов), кошма (для гребных), медицинская и ремонтная аптечки.
Рыбаки были предупреждены. Они, в свою очередь, пообещали соблюдать правила безопасности, а также поделились секретами удачной рыбалки.
– Работа всегда начинается с профилактической беседы. Если человек не реагирует на предупреждения, применяется административное принуждение в виде штрафа – от 0,5 базовой величины до 50 БВ, – отметил Александр Валерьевич. – В прошлом году были оштрафованы 92 человека, в этом уже 113. Скачок связан, скорее всего, со слишком жаркой погодой.
Вдали была замечена еще одна лодка, причем собственного изготовления. В ней находились двое взрослых и ребенок. Судоводитель и маленькая девочка были без спасательных жилетов. Граждане не слишком обрадовались встрече с работниками ГИМС, пробовали даже пререкаться. На вопрос, почему ребенок не экипирован, мужчина с уверенностью ответил: она вряд ли утонет, так как умеет хорошо плавать.
– Могу привести много примеров, когда люди тонут на глубине 1,4 м, – сказал Александр Ярмош. – Зачем вы испытываете судьбу? Почему я должен уговаривать надеть жилет?
Только после этих вопросов мужчина понял, что неправ. Он сказал, что впредь не будет так беспечно относиться к безопасности своей и близких людей.
– Кстати, необходимо внимательно выбирать жилет, – объяснил Александр Валерьевич. – Он есть двух видов: спасательный и страховочный. Первый способен удержать на воде человека даже в бессознательном состоянии, так как есть специальный воротник, у второго он отсутствует.
Нарушителю выписали предупреждение, а также посоветовали на данной самодельной лодке, у которой неизвестна пассажировместимость, при больших волнах быть особенно осторожным, плавсредство с легкостью может перевернуться.
– Сегодня диапазон эксплуатируемых маломерных судов очень широк, – добавил Александр Ярмош. – Недавно на Лосвидо встретили судоводителя, который сам изготовил лодку по чертежам и проектам профессиональных корабелов. Удивительно, у нее не было даже якоря. Она была оснащена электромотором, который через GPS-сигнал держит лодку в одной точке. Также граждане используют различные мощные плавательные средства. Особую опасность представляют гидроциклы, у них мощность мотора от 250 до 400 л. с. Это как у «Гелендвагена». Если ехать на огромной скорости и выпасть в воду, то это равносильно падению на бетон.
При дальнейшем патрулировании водоема в поле зрения инспектора попало маломерное судно, которое отплыло от берега на достаточно большое расстояние. В нем находились три человека: мужчина, женщина и ребенок. Все были в спасательных жилетах. Однако в беседе выяснилось, что лодка не зарегистрирована, а имеет подвесной двигатель и не предназначена для перевозки такого количества пассажиров. Инспектор посоветовал причалить к берегу, что они и сделали. Еще один рыбак, который получил письменное предупреждение, отправился на любимый отдых без документов и соответствующей комплектации маломерного судна.
– С начала текущего года в области выявлены 359 правонарушителей, один из них лишен права управления маломерным судном за то, что находился в лодке в состоянии алкогольного опьянения, к тому же маневрируя, выпал. Его спасло лишь то, что он был в спасательном жилете. Еще один случай произошел на озере Полонское. Работники ГИМС также спасли рыбака, спящего в нетрезвом состоянии в надувной лодке, которая начала сдуваться. Небольшая волна могла запросто ее перевернуть. Спасатели вытащили на берег и лодку, и нерадивого рыбака, – рассказал Александр Ярмош. – Но есть и трагедии. На данный момент в стране погибли 10 человек с использованием маломерных судов, четыре из них находись на водоемах Витебщины. Один был нетрезв, трое потеряли сознание и утонули. Как показал анализ прошлых лет, озеро, где больше всего гибнет людей с использованием маломерных судов, – Освейское в Верхнедвинском районе. Оно самое большое в регионе и второе по наибольшей площади в республике.
ГИМС Витебской области информирует судоводителей и жителей региона о том, что обязательной регистрации и классификации подлежат маломерные суда (их длина – 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек), суда с подвесными двигателями и гидроциклы. Исключение – гребные лодки, байдарки и надувные суда грузоподъемностью менее 225 килограммов. При проверке судоводители моторных маломерных судов обязаны иметь при себе удостоверение на право управления прогулочным моторным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта.
Информация о действующих законодательных актах размещена на сайте: https://gims.mchs.gov.by. ГИМС находится по адресу: Витебск, ул. М. Горького, д. 44. Контактный телефон 8 (0212) 37-73-61.
Фото Елены ФЁДОРОВОЙ.