Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Существует ли дискриминация людей в возрасте при трудоустройстве? Разбираем ситуацию жительницы Витебска

Фразы «Сидела бы дома, смотрела внуков», «Зачем вам это нужно?», «В вашем-то возрасте…» весьма расхожи в обществе, и, несмотря на то, что продолжительность жизни постоянно увеличивается, возрастные рамки остаются неизменными. Любое стремление, например освоить новую профессию, сопровождают стереотипы, из-за которых можно оказаться за бортом трудовой системы.

Понятие эйджизм, или дискриминация по возрастному признаку, впервые ввел директор Национального института старения США Роберт Батлер в 1969 году. В большинстве случаев термин используют в отношении пожилых людей, нарушения их прав, стереотипных установок, связанных с возрастом. Но эйджизм может работать в любую сторону. Дискриминация при трудоустройстве, связанная с возрастом, – один из явных признаков этого явления.


На рынке труда


Бухгалтер по образованию, Светлана из Витебска в 57 лет столкнулась с трудностями, когда захотела сменить сферу деятельности. По ее словам, работодателям было сложно объяснить, что, несмотря на наличие диплома, она видит себя на другом поприще.
– Очень часто в объявлениях о трудоустройстве наблюдаю, что пишут, мол, «мы молодой коллектив». Поначалу на такие предложения не откликалась, даже если и подходила по критериям отбора. Считала, раз написано про молодую команду, значит, меня там явно не ждут, – рассказывает Светлана. – Во время поиска работы поняла, что наиболее трудоспособными наниматели негласно считают людей до 50 лет. При этом отдают предпочтение тем, кто не уйдет в декрет и не будет оформлять больничный по причине болезни ребенка.
Светлана подчеркивает, что работодатели часто становятся заложниками стереотипов. По ее версии, нынешняя система отбора кандидатов как раз и культивирует эйджистские представления. По своему опыту витебчанка заметила, что кандидатов сначала отбирает HR-менеджер, который намного моложе будущего потенциального работника.
– А если менеджер вдобавок к таким стереотипам о возрасте заранее вешает некий ярлык, думая, что мы отстали от жизни, не умеем пользоваться гаджетами, или не допускает мысли, что мы такие же активные люди, то работы не видать, – рассуждает Светлана. – К примеру, я могу назвать себя продвинутым пользователем компьютера и соцсетей. Думаю, что и многие мои сверст­ники имеют такие навыки.
В похожей ситуации оказалась еще одна жительница областного центра Ольга Гусачок, которая работала инженером-технологом на промышленном предприятии. Женщине 61 год, у нее высшее образование, и долгое время она не могла найти работу.
– На вакансии по моей специальности я не подходила. На предприятиях, как правило, преимущественно хотели видеть мужчину. Дело дошло до того, что начала говорить, что мне 55, – делится Ольга Викторовна. – Из-за подобной дискриминации многим хорошим специалистам не остается иного выхода, кроме как идти на более низкоквалифицированные вакансии. Также поступила и я, хотя силы работать и сейчас есть. Думаю, те, у кого сложились стереотипы насчет возраста, должны понимать, что я такой же человек, как и их мама, папа, родственники. Это проблема, которую нужно решать. Тем более что пенсионный возраст еще может вырасти.


Не отказ, а конкурентный отбор


Как отметили в комитете по труду, занятости и социальной защите облисполкома, работодатель вправе производить конкурентный отбор. И «забраковать» кандидата могут не потому, что тот немолод, а из-за неквалифицированности специалиста. На законодательном уровне прописано, что при трудо­устройстве дискриминация по возрасту запрещена.
Согласно ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь запрещается ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника. При этом не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые основаны на свойственных данной работе требованиях, а также обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и другие). А те, кто подвергся дискриминации в сфере трудовых отношений, могут обратиться в суд.
Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома в рамках программы «Активное долголетие – 2030» оказывает в том числе и содействие в трудо­устройстве лиц старше пенсионного возраста.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ