В стаканчика, рожках, на палочке, весовое или сэндвич... Все это – о любимом с детства лакомстве. "Мы приносим радость", – шутят в цеху по производству мороженого УП «ОршаСырЗавод». И с этим не поспоришь. Это лакомство не только охлаждает в жару, но и дарит позитивные эмоции. Чтобы узнать, из чего сейчас готовят мороженое и как рождается вкус детства, корреспондент «Витебских вестей» побывала на «фабрике мороженого» Оршанского предприятия.
Нужен стройный силуэт – кушай ягодный щербет
Начальник цеха Ирина Горбатовская призналась, что мороженое любит всякое. Но больше других – традиционный белый пломбир, изготовленный по классическому рецепту. На предприятии она трудится более 30 лет и знает о мороженом все и даже больше. Женщина не скрывает: состав мороженого под логотипом «Сказка на ладошке» – предмет особой гордости.
– Мы одни из немногих производителей, кто использует только натуральные ингредиенты: свежее молоко, сливки, сливочное масло, молоко цельное сгущенное с сахаром, какао-порошок, сухое молоко, – рассказывает Ирина Горбатовская. – Сейчас потребители стали более разборчивые, читают состав, и нас это радует.
К слову, молоко для вкусного десерта здесь используют только класс «экстра».
На сегодняшний день в линейке продукции «ОршаСырЗавод» – 90 видов мороженого. 33% от общего объема отгружается на экспорт. Остальное реализуется в торговых точках Беларуси. Ежегодно цех радует новинками. С джемами, ягодами, ванилью, арахисом, изюмом, курагой, шоколадными дробсами, халвой, какао, печеньем, в глазури и без, в стаканчиках, рожках и сэндвичах – выбор богатый, на любой вкус. И без вреда для фигуры и здоровья, если знать меру.
– Почему-то многие считают, что мороженое – очень калорийный продукт, – делится мыслями начальник цеха. – Это не совсем так. Калорийность – от 120 до 230 ккал в зависимости от ингредиентов. А когда мороженое сделано из натуральных компонентов, то оно несомненно отличается пользой. В продукте присутствуют незаменимые аминокислоты, витамины и минеральные вещества. К тому же употребление мороженого поднимает настроение, дарит радость.
Что касается «сторожила» всех оршанских мороженых, вкус которого не изменился за последние три десятка лет, то это классический пломбир с какао и с ванилью. Только название свое поменял с течением времени на «Оршанская марка», «Как раньше».
Как только придут погожие теплые дни, на поток поставят щербеты на основе плодово-ягодного пюре и молока. Это замороженный ягодный десерт 3%-й жирности в бумажных стаканчиках.
– Фруктовый лед мы не производим из-за отсутствия необходимого оборудования. К этому летнему сезону планируем расширить ассортимент мороженого с фруктово-ягодными наполнителями, – говорит технолог предприятия Ольга Апёнок, которая начинала трудовой путь на родном предприятии с укладчика-упаковщика цеха. – Будучи студенткой Могилевского государственного университета продовольствия, решила летом подработать. Да так и осталась на заводе, переведясь на заочное отделение. Перевели в составители смеси, а потом – мастером в цех сыров. А год назад предложили должность технолога.
Теперь Ольга контролирует качество сырья и продукции в двух цехах завода.
На конвейере – эскимо
Итак, направляемся в цех по производству мороженого. Здесь совсем не холодно – комфортно, светло, чисто. Все сотрудники – доброжелательные, жизнерадостные и стройные – не скажешь, что имеют дело со сладостями.
– Вы думаете, что мы здесь каждый день кушаем мороженое? – смеются они. – Нет! Пробы снимают мастер, начальник цеха и технолог. Специального дегустатора у нас нет.
Процесс приготовления начинается с заготовительно-пастеризационного отделения. Сюда поступает проверенное сырье в соответствии с графиком выработки того или иного вида мороженого. Сегодня на конвейере – эскимо сливочное двуслойное с ароматом ванили и клубники в какао-глазури.
Свежее молоко заливается в смеситель, к нему добавляются сливки и эта масса слегка подогревается. Потом вносится сухое молоко. Все это тщательно вымешивается.
– На этом этапе очень важно, чтобы масса не заварилась, иначе будет комковатость, – комментирует процесс приготовления Ирина Горбатовская. – Потом увеличиваем температуру, вносим масло, сгущенное молоко, сахар и др. Как только все хорошенько перемешалось, смесь пастеризуют для избавления от посторонней микрофлоры и гомогенизируют. Далее она перекачивается в специальные танки, где созревает от 6 до 12 часов.
Следующий этап – насыщение пузырьками воздуха во фризере. На конвейер мороженое выходит «мягким» при температуре минус пять градусов. Полуготовое эскимо движется по линии, автоматически заправляется палочками. Это процесс контролирует Галина Батюкова, которая трудится оператором линии 35 лет. Завораживающий штрих – окунание мороженого в глазурь. Специальное устройство поднимает застывшее эскимо за крепко сидящие внутри палочки и опускает в подогретую ароматную глазурь, которую на заводе варят сами. Она застывает всего за 20 секунд, после чего продукт поступает на упаковку. Этот этап контролирует Светлана Клименкова, через руки которой за смену проходит по 37 тысяч штук мороженого.
Готовый продукт ловко складывают в коробки два оператора линии. Начинающий закальщик Кристина Михеева маркирует коробки с наклейками с указанием номера партии и упаковщика, даты изготовления, затем отправляет в камеру на «шоковую» заморозку при минус 18 градусах. Девушка – учащаяся Оршанского государственного колледжа продовольствия и после прохождения практики намерена вернуться на завод в качестве молодого специалиста.
Дальше мороженое следует на склад хранения готовой продукции. Оттуда – по торговым точкам.
К слову, за одну смену в зимний период производят 2,5 тонны вкусного лакомства, летом – до 8 тонн. И если сейчас над процессом трудится одна бригада из 15 человек, то в жаркий сезон – целых три.
А знаете ли вы, что…
– В мире можно насчитать более 700 вкусов мороженого. Например, в кафе под названием "Coromoto", что находится в городе Мерида (Венесуэла) вы можете найти и попробовать самые неожиданные вкусы. Здесь есть мороженое с тунцом, форелью, со вкусом пива или креветок, моркови с помидорами, с мясным вкусом и даже со вкусом перца чили.
– Палочку для мороженого изобрел в 1905 году 11-летний Фрэнк Эпперсон. Однажды в морозный день он забыл стаканчик с лимонадом на крыльце своего дома. В стаканчике также была палочка для перемешивания. Проснувшись утром он обнаружил замерзший стаканчик с палочкой. Через 20 лет он взял эту идею на вооружение. Так и появились замороженные соки на палочке.
– Американцы являются самыми большими любителями мороженого. В среднем один житель США употребляет 22 литра мороженого в год.
– Собаки и кошки в большинстве своем тоже любят мороженое. Португальские мороженщики придумали специальное лакомство для животных. В нем нет сахара, который может вызвать кариес, но много витаминов, придающих блеск шерсти.
Фото Ольги ЛЕБЕДЕВОЙ.