На прошлой неделе в Москве прошло объединенное экспертно-медийное мероприятие, приуроченное к финалу конкурса на лучший урок по истории «Великая Отечественная: уроки войны и история общей Победы», организованного Постоянным комитетом Союзного государства и Международным информационным агентством «Россия сегодня». К участию в нем пригласили 10 финалистов-педагогов, чьи методические разработки профессиональное жюри выделило из общего числа представленных работ (к слову, всего их было 202: 120 — из России и 82 — из Беларуси), и экспертов в области военной науки и образования, представителей власти и средств массовой информации двух стран.
Информация о войне в свободном доступе
Программа трехдневного тура началась с посещения Центрального музея Великой Отечественной войны, который одновременно является основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве. Кроме экскурсии, участникам продемонстрировали короткий фильм о создании музея, его работе и совместных проектах. В их числе — организация масштабной международной выставки «В борьбе против нацизма мы были вместе», стартовавшей в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне и ставшей одним из знаковых событий в череде юбилейных мероприятий.
Заместитель директора Центрального музея по культурно-просветительской работе Михаил Михальчев рассказал журналистам, что благодаря сотрудничеству с коллегами из стран бывшего Советского Союза удалось создать экспозицию из 15 выставок, каждая из которых посвящена отдельной республике, и в ней отражен вклад ее граждан в общую Победу. Особо он отметил участие в проекте Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, который предоставил из своих фондов уникальные экспонаты, что позволило наиболее полно рассказать о партизанском движении, а также об основных событиях, происходившись на территории республики в годы войны. «Раздел Беларуси является одним из самых лучших в этой выставке», — резюмировал Михаил Михальчев.
Вечером педагоги-историки, ученые, журналисты встретились с начальником Центрального архива Министерства обороны РФ Игорем Пермяковым. Он презентовал документальный материал по комплектованию и реформированию Советской армии в 1941 – 1945 годах, рассекреченные архивные данные по вооружению и военной технике периода Великой Отечественной, а также по освобождению концлагеря Освенцим.
Также он рассказал о ресурсах в Интернете, на которых в свободном доступе есть подобная информация. Кроме официального сайта Минобороны РФ, где на специальной странице Центрального архива периодически размещаются электронные коллекции по наиболее интересным этапам боевых действий, приуроченных к определенным датам, есть три основных сайта — «Мемориал», «Память народа» и «Подвиг народа». На последнем ресурсе можно найти оцифрованные материалы из фонда Главного управления кадров по наградам за период 1941 – 1945 гг. на всех участников Великой Отечественной войны. «Мемориал» — обобщенный банк данных, который содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших в годы войны и послевоенный период. На сайте «Память народа» в электронном виде будут опубликованы документы и карты боевых действий соединений, фронтов, армий, полков, дивизий. Сейчас над оцифровкой этих данных работают сотрудники Центрального архива, и в скором времени он начнет функционировать.
Игорь Пермяков подчеркнул, что пока на этих ресурсах сосредоточена не вся информация, но уже сейчас там можно получать колоссальные объемы интересных и важных данных, которые смогут заинтересовать не только любителей истории, но и педагогов и их учеников.
К примеру, стараниями научных сотрудников архива была подтверждена информация, что 9 мая 1945 года в Берлине в одной из частей находились верблюды. Так, в приказе №98 от 22 мая 1945 г. написано, что довольствию подлежат 139 человек офицерского состава, 171 — сержантского, 535 — рядового. А также: верховые лошади — 6, артиллерийские лошади — 37, обозные — 231, верблюд — 1. Сохранилась даже фотография двугорбого вьючного животного. Также в одной из газет, датированной маем 1945-го, сообщается, что верблюды попали в немецкую столицу из Калмыкии.
Учитель — фигура социальной ответственности
Кульминацией экспертно-медийного тура стало подведение итогов конкурса молодых педагогов во время «круглого стола» в формате видеомоста Москва — Минск «70 лет мира: уроки войны и история общей Победы». В нем приняли участие Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петришенко, председатель ЦИК РФ Владимир Чуров, заместитель начальника Института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Николай Никифоров, академик-секретарь отделения гуманитарных наук и искусств НАН РБ Александр Коваленя, генеральный директор Белорусского телеграфного агентства Дмитрий Жук, писатель, ведущий программы «Умники и умницы» Юрий Вяземский, руководитель региональной патриотической организации «Бессмертный полк — Москва» Николай Земцов, декан исторического факультета БГУ Сергей Ходин и его коллега из МГУ имени М. Ломоносова, академик РАН Сергей Карпов.
В приветственном слове Григорий Рапота рассказал о значении мероприятия не только для самих преподавателей, но и для развития истории и воспитания молодого поколения в целом. Тема нынешнего конкурса педагогов не была случайной, и он стал одним из важных проектов Союзного государства, реализуемых в 2015 году под знаком 70-летия Победы в Великой Отечественной.
Государственный секретарь Союзного государства вручил награды победителям и лауреатам конкурса на лучший урок истории. Отрадно, что среди тех, чьи работы, по мнению экспертного жюри, стали лучшими — наша землячка, учительница истории средней школы №2 Верхнедвинска Дина Томашевич. Дина Николаевна работает в отрасли образования 4 года и впервые приняла участие в таком масштабном соревновании педагогов. Темой своего урока она выбрала личность человека на войне, на нем рассказала о земляках, участвовавших в Великой Отечественной. При помощи мультимедийных средств она смогла не только донести школьникам информацию о важнейших событиях и исторических фактах, но и в целом создать соответствующий эмоциональный фон урока. Учительница пробудила у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине и героям, благодаря которым добыта Великая Победа и заложен фундамент мирной независимой жизни будущих поколений. Качественная методическая подготовка и основательной подход в выборе материалов для конкурсного урока позволили Дине Томашевич занять почетное третье место. Лучшим среди молодых педагогов истории в Союзном государстве стал учитель из Омской области (Россия) Константин Диянов, вторым — Никита Биленко из Тулы (Россия).
Григорий Рапота поздравил других лауреатов — Аиду Агаеву (Республика Дагестан, Россия), Викторию Бабчук (Краснодарский край, Россия), Анастасию Бондареву (Гродненская область, Беларусь), Оксану Вернигору (Могилевская область, Беларусь), Андрея Книжникова (Минск, Беларусь), Глеба Лихобабина (Смоленск, Россия) и Александра Самохина (Минская область, Беларусь). Он отметил, что, несмотря на молодой возраст, все финалисты показали себя настоящими профессионалами, способными дать не только глубокие знания по предмету, но и научить самостоятельно мыслить и рассуждать, всесторонне развить творческие способности школьников. Все участники получили в подарок наборы литературы на тему Великой Отечественной войны, а победителям вручили также планшеты.
Обсуждение инновационных методов преподавания истории в школе, которые бы помогли военно-патриотическому воспитанию, проходило на экспертно-медийных семинарах с участием ведущих специалистов научной отрасли, сферы образования и средств массовой информации, занимающихся освещением работы педагогов, а также руководителей поисковых отрядов и объединений. Своим практическим опытом на мастер-классах с молодыми учителями поделились председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», директор гимназии №166 Санкт-Петербурга Игорь Карачевцев и преподаватель истории строительного техникума №30 Москвы Людмила Буданова, организовавшая клуб патриотического воспитания «Буревестник». Финалисты конкурса также приняли участие в свободной дискуссии на тему «Историк в школе: фигура социальной ответственности».