Все начинается с малого: ударил в песочнице ведерком мальчишку с соседнего двора, наставил фингалов однокласснику, подпалил усы бездомной кошке… Так постепенно для юных хулиганов вторым домом становится инспекция по делам несовершеннолетних, а рядом с учебниками на книжной полке появляется Кодекс об административных правонарушениях. Однако для некоторых ребят это не является сдерживающим фактором, поэтому их более серьезные забавы превращаются в криминал. В этом году впервые за последние пять лет на Витебщине отмечен рост преступности среди несовершеннолетних.
Как правило, если ребенок воспитывается в проблемной семье, то именно у близких он копирует негатив. Известны примеры, когда участковые задерживают пьяного подростка, а мамы и папы в первую очередь возмущаются не поведением своего чада, а предъявляют претензии к милиционерам. Если же родители живут в достатке и могут купить ребенку дорогой планшет, это еще не значит, что они в полной мере занимаются его воспитанием. Модный гаджет не объяснит, где заканчиваются грани дозволенного. Предоставленные самим себе дети не всегда понимают разницу между одалживанием игрушек и кражей денег, хранением упаковки сладостей и дозы психотропа, игрой в бандитов и настоящим бандитизмом... И если раньше несовершеннолетние грешили мелкими правонарушениями, то теперь они все чаще становятся фигурантами «взрослых» преступлений. С момента оживления наркорынка подростки, следуя ложным понятиям о методах самоутверждения, проявляют излишний интерес к курительным смесям и прочим одурманивающим веществам. Серьезной проблемой также являются повторные нарушения закона. Более того, появилась тенденция вовлечения молодежи в преступные группы, а это говорит о том, что в «линии обороны» ответственных служб и ведомств есть слабые места. Такое мнение прозвучало на недавнем координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией. Его лейтмотивом стали вопросы улучшения взаимодействия государственных и правоохранительных органов в работе по предупреждению подростковой преступности, а также выявлению детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации, ставших жертвами преступлений, жестокости и насилия.
— Подростковая преступность выросла. Положительные результаты работы в предыдущие годы нынче, к сожалению, перечеркнуты, — отметил исполняющий обязанности прокурора области Александр Сидорович. — Недопустимы формально-бюрократическое отношение к исполнению обязанностей по предупреждению преступлений среди детей и в отношении несовершеннолетних. Более того, если мы хотим вести эту работу эффективно, формы и методы профилактики должны меняться с учетом реалий сегодняшнего дня.
По мнению старшего помощника прокурора области по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Антона Волкова, особенно тщательно следует заниматься своевременным выявлением молодежных групп антиобщественной направленности, которые склонны к совершению правонарушений. Необходимо выяснять круг их интересов и общения, пресекать деятельность таких формирований.
В регионе участились случаи совершения преступлений против несовершеннолетних, есть эпизоды, когда дети становятся жертвами домашнего насилия. Участники координационного совещания уверены: эту ситуацию необходимо переломить, улучшая взаимодействие служб и ведомств. Прокуратура считает недопустимым, чтобы по роду деятельности рядом с детьми находились педагоги, тренеры, воспитатели и другие лица, которые привлекались к уголовной ответственности за насильственные преступления, уличены в незаконном обороте наркотиков и др.
Работу над ошибками всех ответственных структур различных рангов прокурорские работники проверят, как и соблюдение главного принципа: поверхностного подхода к проблеме быть не должно.
Кстати
В 2016-м в деятельности субъектов профилактики прокуроры выявили многочисленные недостатки, в результате чего внесли 460 актов прокурорского надзора, к дисциплинарной и административной ответственности привлекли 470 лиц.