Что мы знаем о Первой мировой войне? Честно признать, немного. Термин «забытая война» появился не случайно. Даже сегодня, через 100 лет после ее окончания, в школьных учебниках истории этой теме отведено всего несколько параграфов. Назревавшая революционная ситуация в России затмила другие мировые проблемы того времени.
– Воевали не армии, а народы громадных государств, – скажет о той войне, назвав ее великой, руководитель благотворительного культурно-исторического фонда памяти Первой мировой войны "Крокі" Борис Цитович на мероприятии в Поставах по увековечению памяти погибших офицеров и солдат Русской императорской армии.
30 сентября на городском кладбище были перезахоронены останки 106 солдат Первой мировой войны. 100 покоились в могилах в лесу у деревни Маньковичи и 6 – у деревень Можейки и Дуки. Троих воинов 12-й роты 223-го Одоевского полка 56-й пехотной дивизии удалось идентифицировать.
– Мы хороним сегодня уроженца Вятской губернии Большакова Федора Степановича, уроженца Курской губернии Полякова Гавриила Ивановича, а также уроженца Тверской губернии Зайцева Григория Ивановича, убитых в марте 1916-го. Наш гражданский долг – установить фамилии погибших на всех воинских захоронениях, – сказал на траурной церемонии заместитель председателя Поставского райисполкома Юрий Киселев.
Останки бойцов обнаружил в мае-июле 2018 года 52-й отдельный специализированный поисковый батальон Вооруженных Сил Беларуси
В захоронениях были найдены также иконка, погоны, нательные крестики, монеты, гильзы от патронов. Внутри двух гильз находились бумажные вкладыши. По ним и удалось узнать имена некоторых бойцов.
Отслужен молебен, прозвучали выстрелы прощального салюта, прах предан земле. Но не закончена, подчеркнул Юрий Киселев, работа по поиску еще неизвестных захоронений.
Первая мировая оставила свои кровавые следы на поставской земле. Она закончилась 11 ноября 1918-го. А двумя годами ранее, в марте 1916-го, произошла Нарочанская наступательная операция. На берегу озера Задевское у деревни Дуки 30 сентября 2018 года военно-исторические клубы из Беларуси и России показали маленький эпизод того сражения.
Нарочанскую операцию еще называют «десятидневным побоищем», в ходе которого 2-я Русская императорская армия на территории Поставского, Вилейского и Мядельского районов потеряла более 78 тысяч человек. Тогда ценой огромных жертв Россия вынудила Германию снять значительные силы с французского фронта. Это спасло союзников по «Антанте» от наступления на Верден, а затем - на Париж.
– Быть в Поставах для меня – моральный долг,– подчеркнул первый советник посольства Франции в Беларуси Александр Пике, приехавший с семьей в Поставы, чтобы почтить память погибших в том сражении. – Наступление, состоявшееся здесь, спасло Париж. Что касается Вердена, где в Первую мировую погибло более 1 миллиона человек, то мы называем его сердцем французского народа. Там недавно побывала делегация из Постав, чтобы договориться о сотрудничестве музеев этих городов. Французы, к слову, мало знают об операциях на Восточном фронте во время Первой мировой войны. Я надеюсь, что зародившаяся дружба между Поставами и Верденом поможет им узнать больше.
Клубы из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы, Бреста и Минска показали жителям края и гостям, что происходило здесь 102 года назад. На участке реконструкции боя все сохранилось в точности: то же озеро, высота, доты, окопы.
…Укрепившиеся немцы ждут атаки. За лесом и речкой готовятся к ней русские. «Русские» условно. В императорской армии воевали белорусы, украинцы, эстонцы, грузины – все народы тогдашней империи. И вот русская пехота приближается к речке. Шквалом огня их встречает немецкий пулемет. С другого берега речки ему отвечает русский – немецких пулеметчиков надо уничтожить, иначе атака будет сорвана. Немцы устраивают дымовую завесу – поджигают траву. Это сбивает прицел русским стрелкам. Справа начинают бить немецкие бомбометы. Вот из-за кустов появляется русская конница. Небольшой разъезд из четырех гусар на лихих конях выходит на поле боя и пытается отогнать немецкую пехоту. Русская кавалерия считается лучшей в мире.
Включаются в бой немецкие расчеты, сидящие в передовых окопах. Работают бомбометы. Атака приостановилась, время затишья. Русская пехота форсирует речку и окапывается на берегу, пытается расширить плацдарм. Впереди немецкий окоп, который надо задавить. Перестрелка. Русский пулеметчик бьет короткими очередями, мало патронов. Но вот подходит резерв, форсирует речку и залегает на берегу.
Так шаг за шагом восстанавливается картина боя. Русские не смогли выбить немцев со стратегически важной высоты, большинство осталось лежать на поле брани. О таком исходе мне заранее рассказали ребята из Минска – вчерашние выпускники БГУ, члены клуба «4-й гренадерский Несвижский генерала-фельдмаршала князя Барклая де Толи полк». Что для них эта игра?
– Прикосновение к истории, желание сделать что-то самим, чтобы не допустить новой войны, гибели людей, – за всех ответил Ян Дрымовский. – Среди нас есть и китаец Ван Фа, у которого все предки были военными. Он с нами тоже готов биться за мир на земле.
Фото Тамары ПАШКЕВИЧ.