В интервью «Витебским вестям» директор филиала «Городской электрический транспорт г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Медведев рассказал о планах по открытию новых маршрутов и возвращению временно закрытых.
Трамвай — одна из достопримечательностей и символов Витебска. В 1898 году в этом городе гораздо раньше всех на территории современной Беларуси и среди первых в Российской империи появился электротранспорт. Депо было открыто на улице 5-й Фрунзе, 7а, там оно находится и сейчас. Нынче в нашей стране трамваи используются также в Минске, Новополоцке и Мозыре. Причем в Витебске трамвайная сеть самая протяженная — общая длина пути составляет 72 км.
– Во второй половине прошлого столетия трамвай ездил по улице Ленина мимо площади Свободы. Почему он был убран с центральной артерии города?
– Трамвайное движение с улицы Ленина сняли с развитием автомобилизации, чтобы увеличить потоки автомобильного трафика. К тому же раньше для перевозки грузов активно использовались грузовые трамваи. Нынче такой потребности нет.
– Почему в Витебске перестали использовать двухвагонные трамваи?
– При возникновении необходимости в перевозке большого количества пассажиров мы готовы вернуть прежнюю практику. Но нынче трамваи с большой наполняемостью в Витебске не востребованы. Если одиночные заполняются не полностью, нет смысла цеплять к ним вагоны и нести лишние затраты.
– Есть ли планы по изменению трамвайного движения в Витебске?
– С открытием путепровода «Полоцкий» вернутся маршруты №№6 и 8, что были до его реконструкции. Как прежде, первый свяжет улицы Титова и Максима Горького, а второй – ул. Титова и ул. Петруся Бровки. Маршрут №4, который также прежде ездил через этот путепровод, возвращать не планируется. Вместо него между улицей Титова и проспектом Фрунзе был пущен троллейбус №13. Он в отличие от трамвая идет по кратчайшему между этими микрорайонами пути. А в целом ни расширять трамвайное движение, ни демонтировать где-либо рельсы мы не собираемся. В планах провести реконструкцию всей трамвайной инфраструктуры: путей, остановок и так далее.
– Каким образом планируется развивать общественный электротранспорт в Витебске?
– Если выбирать между трамваем и троллейбусом, то с экономической точки зрения будущее за последним. Речь о машинах с увеличенным автономным ходом. Такой троллейбус может отъехать от контактной сети, перевезти пассажиров, вернуться к точке подключения, зарядить батареи и поехать дальше. Отпала необходимость в строительстве опор, тяговых подстанций, кабельных линий. По такому принципу планируется организовать троллейбусное движение через новый проезд с проспекта Строителей в микрорайон Билево.
– Это будет новый маршрут?
– Да, ориентировочно в сентябре-октябре планируем открыть маршрут №14: микрорайон Билево – проспект Строителей – проспект Черняховского – улицы Ленина и Кирова – путепровод «Полоцкий» – улица Ленинградская. Конечная остановка в микрорайоне Тирасполь на разворотном кольце. Для использования на новом маршруте ожидаем поставку десяти троллейбусов производства ОАО «МАЗ» с увеличенным автономным ходом на 20 км и повышенной вместимостью до 90 человек. К слову, ежедневно в городе используется 56 троллейбусов, из них шесть на автономном ходу, в том числе два сочлененных повышенной вместимости.
– А планируется ли в этом году обновление трамвайного подвижного состава?
– Пока такой необходимости нет. Планируем через три года обновлять парк и затем ежегодно закупать 2 – 3 трамвая. Предельные сроки эксплуатации этой техники – 15 лет. А вообще на линию в Витебске ежедневно выезжает 29 трамвайных вагонов. Если происходит поломка, то в качестве подмены отправляем запасные вагоны.
– Что делается для продвижения трамвая в качестве туристического бренда северной столицы?
– Мы сотрудничаем с турагентствами, приглашая экскурсионные группы, которые путешествуют по Витебщине. Проводим экскурсии по областному центру для организованных туристов на ретротрамваях рижского производства. Кроме того, в трамвайном депо есть музей, где представлены макеты моделей вагонов, что ездили по городу в разные годы, документы и фотографии различных этапов развития электротранспорта. Также хранятся экспонаты, которые связаны с открытием трамвайного движения в Витебске. По предварительной заявке попасть в музей могут все желающие.
Фото из открытых источников.