В Витебской области по официальной статистике органов управления образования только пять детей находятся в социально опасном положении в связи с жестоким обращением. Но это лишь вершина айсберга.
Глубокий анализ работы с неблагополучными семьями, профилактики противоправных действий в отношении несовершеннолетних был проведен на коллегии прокуратуры Витебской области, в которой участвовали руководители УВД, главных управлений по образованию и здравоохранению облисполкома.
Только в 2018 году возбуждено 11 уголовных дел о преступлениях насильственного характера против детей в Витебской области
— Мы рассмотрели актуальные вопросы защиты прав детей, пострадавших от жестокости родителей, в том числе от преступлений против половой неприкосновенности, — сказал старший помощник прокурора области Антон Волков. — Только в текущем году возбуждено 11 уголовных дел о преступлениях насильственного характера.
Прокуроры в 2018-м неоднократно направляли в органы опеки и попечительства предписания о защите прав детей, пострадавших от рук матерей и отцов или ставших свидетелями драк между ними. Это является основанием для признания семей неблагополучными или изъятия из них малолетних.
В то же время милиционеры не всегда информируют социальных педагогов и представителей администраций районов и горрайисполкомов об известных им фактах, что не позволяет специалистам вовремя оценить ситуацию и принять необходимые меры.
Старший помощник прокурора области Антон Волков: Правоохранители не всегда передавали в прокуратуру материалы по фактам семейного насилия, что позволяло родителям уходить от ответственности
— Учреждения образования области провели свыше 7,7 тыс. социальных расследований, однако около 40% из них осуществлены без участия сотрудников органов внутренних дел. Это ухудшает их качество, ведь не используется потенциал и полномочия милиционеров по выяснению обстановки в семьях, — сообщил Антон Волков. — Также правоохранители не всегда передавали в прокуратуру материалы по фактам семейного насилия, что позволяло родителям уходить от ответственности. К примеру, в Новополоцке за год трижды за примирением сторон прекращалось дело в отношении мужчины, избивавшего супругу, дочь и сына. При этом мнение детей практически не учитывалось. Если бы административное дело возбудил прокурор, домашнего тирана, с учетом многократности правонарушений, ждал бы не только штраф, но и арест.
Выявлены факты, когда дети на момент совершения в отношении них преступлений против половой неприкосновенности находились в социально опасном положении, однако неслаженная, формальная работа субъектов профилактики не позволила защитить несовершеннолетних от преступлений.
По итогам коллегии будут приняты дополнительные организационно-практические меры по улучшению профилактики в данной сфере.