Когда два с половиной года назад в Витебске открылся первый и по сей день единственный в Беларуси приют для бездомных собак и кошек, он для многих горожан стал поводом для гордости. Ведь, как говорил еще Махатма Ганди, величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным. А с учетом того, что в нашей стране до сих пор не принят закон о защите животных, появление приюта стало огромным шагом в этом направлении.
Однако со временем стало понятно, что лишь небольшая часть нашего общества готова к такому шагу. Многие и сейчас воспринимают это учреждение как пансионат на гособеспечении. Сюда сдают ставших неугодными, больных, стареющих питомцев, подкидывают приплод. И это не считая тех беспризорных, которых привозит в приют отлов. Кстати, бывает, что некоторые собаки сами сюда приходят, будто чувствуют, что найдут здесь внимание, еду и кров.
На кого всех собак повесить?
Сейчас животных в приют не принимают – нет мест. На начало февраля было 130 собак, 65 щенков и 30 котов. А для размещения всех этих «беспризорных» имеется 55 двухместных и 11 одноместных вольеров на улице, 22 – в здании, а также послеоперационная и 66 клеток для котов и щенков.
Но беспокоит больше даже не вопрос размещения, а нехватка рабочих по уходу. При утвержденных нормах нагрузки (в соответствии с законодательством) и при режиме работы приюта ежедневно с 8.00 до 20.00 существующий штат стоило бы расширять, а не сокращать.
Тем не менее, именно по последнему пути идет директор ГП «Спецавтобаза г. Витебска» (которое является головным предприятием, а приют – подразделением) Юрий Галушко. У спецавтобазы и без того хватает функций, а к новому подразделению повышенное общественное внимание. Да и на обслуживание приюта требуются немалые средства.
– Пришлось сократить двух человек, – сказал Юрий Владимирович в телефонной беседе. – Но вы представьте: в прошлом году содержание приюта обошлось городскому бюджету в 2 млрд 530 млн рублей. По сути, это деньги жителей, которые можно было бы использовать для ремонта детских садов, например. Из указанных средств практически 80% – зарплата сотрудников приюта.
В штате, который работает в две смены, сейчас два ветеринарных врача, один фельдшер, 11 рабочих по уходу за животными, два ответственных за приготовление кормов, два мойщика посуды, две уборщицы помещений и три машиниста-кочегара котельной (в отопительный сезон).
Несмотря на общую внушительную сумму расходов зарплата отдельно взятых работников составляет такой мизер, что только усугубляет ситуацию с кадрами. Кроме того, нехватка рабочих по уходу за животными ведет к тому, что собаки, например, гуляют меньше положенного, их сложнее приучить ходить на поводке, и вообще они хуже поддаются воспитанию. Как следствие, имеют меньше шансов найти нового хозяина: кому нужен непослушный пес?
– Некоторые мне пеняют, мол, вам же волонтеры помогают, – добавляет начальник приюта Наталья Зубова. – Это правда: они забирают к себе на передержку часть питомцев (в основном котят и кошек, а также щенков), которым уже нет места в приюте, привозят необходимые вещи, корм, помогают в организации акций по устройству животных в семьи. Но что касается помощи в уходе, то как я могу допустить неподготовленного человека, к тому же еще зачастую несовершеннолетнего, к не всегда безопасной работе? Ведь четвероногие могут повести себя непредсказуемо.
Урок арифметики
Кроме зарплаты персонала и обслуживания самого здания, приют живет за счет сторонней помощи. За средства, поступающие на благотворительный расчетный счет от граждан и юридических лиц, закупаются вакцины, антибиотики, прочие препараты и медикаменты. Кстати, благодаря спонсорской поддержке ветврачами приюта в прошлом году привито от особо опасных болезней более тысячи животных, что способствует улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Витебске.
– Всего за время работы приюта на благотворительный счет, в ящики для сбора пожертвований и само учреждение поступило денег и материальных ценностей на сумму 296 млн 787 тыс. 836 рублей (из них более 233 млн – в прошлом году), – добавила Наталья Зубова. – С питанием тоже помогают спонсоры: СООО «Витконпродукт», ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» и граждане. Только со сторонней помощью нам удается где-то что-то достроить в вольерах, отремонтировать.
А кроме того, стоило бы взглянуть на ситуацию под другим углом. За прошлый год ветврачи приюта произвели более и медикаменты. Кстати, благодаря спонсорской поддержке ветврачами приюта в прошлом году привито от особо опасных болезней более тысячи животных, что способствует улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Витебске.
– Всего за время работы приюта на благотворительный счет, в ящики для сбора пожертвований и само учреждение поступило денег и материальных ценностей на сумму 296 млн 787 тыс. 836 рублей (из них более 233 млн – в прошлом году), – добавила Наталья Зубова. – С питанием тоже помогают спонсоры: СООО «Витконпродукт», ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» и граждане. Только со сторонней помощью нам удается где-то что-то достроить в вольерах, отремонтировать.
А кроме того, стоило бы взглянуть на ситуацию под другим углом. За прошлый год ветврачи приюта произвели более 500 операций по стерилизации бездомных животных. По самым скромным подсчетам, это около 40 тысяч нерожденных собак и кошек, на отлов которых необходимо было бы в будущем выделять немалые средства. Можно посчитать: сотня отловленных животных в месяц обходится государству в 70 млн рублей. На 40 тыс. собак и кошек потребовалось бы 33 года и 28 млрд рублей! Разве работа приюта – не пример инвестиций в будущее и экономии бюджетных средств?
Пора выбираться из законов джунглей
Директор ГП «Спецавтобаза г. Витебска» уверяет, что приют продолжит свою работу несмотря ни на что. А как иначе? Но остается открытым другой немаловажный вопрос: сколько времени каждое поступившее в приют животное может здесь находиться? В Минске срок – 5-6 дней. У нас же некоторые четвероногие задерживаются на год, есть такие, кто попадает сюда повторно ввиду различных обстоятельств.
Благодаря распространению информации о приюте (в том числе через СМИ), работе волонтеров, акциям «Подари мне жизнь» с улиц города в новые семьи пристроено около 1500 котов и котят, 1200 щенков и собак. Но все равно это конвейер. И он не прекратит своего движения, пока не будет устранен корень проблемы. Речь об отношении людей к братьям нашим меньшим.
Например, витебские активисты настаивают на том, чтобы обязать организации, на территории которых находятся беспризорные животные, отвозить их на процедуру стерилизации и на прививки от бешенства.
– Это помогло бы решению проблемы, но как вы себе представляете механизм воздействия на организации? Кому вообще это нужно? – задается вопросом Юрий Галушко.
И все же хочется надеяться, что неподготовленность общества к таким серьезным переменам не заморозит благое начинание, как это произошло в случае с законом о защите животных. Ведь там, где есть вмешательство человека, на смену естественному отбору шаг за шагом должно прийти гуманное отношение.
Больше фото смотрите на http://vk.com/albums-32080456