Пешеходы — самые уязвимые участники дорожного движения, особенно поздней осенью. Сокращается световой день, ухудшаются погодные условия. Люди, спасаясь от ветра и осадков, кутают головы в шарфы и капюшоны, тем самым закрывая себе обзор. Многие автолюбители в городах по вечерам ездят чересчур быстро, обманываясь наличием уличного освещения. Все это, в конечном счете, в разы увеличивает аварийность.
С начала года на Витебщине произошло 83 дорожно-транспортных происшествия с участием пешеходов, в которых 12 человек погибло, 21 получил ранения. Так, недавно в Витебске произошла авария на проспекте Фрунзе — молодой человек на «Опеле» сбил девушку, переходившую дорогу на разрешающий сигнал светофора. В аналогичной ситуации сбили еще одну женщину на проспекте Черняховского.
— Вечером, когда автомобили двигаются с включенными фарами, пешеходу надо быть особенно осторожным на нерегулируемых переходах, так как свет встречных машин и фонарей, отражающийся от мокрого асфальта, не позволяют водителю вовремя увидеть человека на дороге, тем более, если тот в темной одежде, — сказал начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД облисполкома Александр Казючиц. — Видимость — ключевое понятие для безопасности как для автомобилистов, так и пешеходов. Многие аварии происходят из-за того, что участники движения поздно попадают в поле зрения друг друга. Так, зачастую в темноте или при плохой погоде водитель замечает людей на проезжей части с расстояния 25 – 30 м, а тормозной путь машины даже при скорости 50 км/ч превышает эту дистанцию. Если же на человеке есть светоотражающие элементы, то его увидят в ближнем свете фар на расстоянии до 140 м, а в дальнем — до 400 м. Это дает дополнительное время, чтобы избежать возможного наезда. Риск тв такой ситуации снижается на 85%.
Распространено мнение о том, что фликеры нужно использовать только в сельской местности. Это заблуждение. В соответствии с ПДД их следует носить, если идешь по краю проезжей части в темное время суток, неважно, по автомагистрали, улице города или по дворовой территории.
Без фликера никуда
Чтобы предотвратить травматизм среди пешеходов, госавтоинспекторы проводят широкую информационно-разъяснительную работу среди населения. Под их особым контролем регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Однако число трагедий можно еще снизить, если граждане без лишних напоминаний будут принимать все необходимые меры безопасности. Насколько осторожны и законопослушны пешеходы, корреспондент «ВВ» проверил, отправившись в рейд с госавтоинспекторами. Мы проехали несколько десятков километров, высматривая нарушителей не только в областном центре, но и за его пределами. Большинство людей, которых мы встретили, были обозначены световозвращающими элементами, в том числе школьники.
— Нам учителя постоянно напоминают, что нужно носить фликеры, чтобы быть в безопасности по пути домой. Регулярно проводятся встречи с сотрудниками ГАИ. Поэтому я уже привык ходить по улице со сверкающей повязкой на рукаве куртки и никогда не снимаю ее, — уверил четвероклассник Петр.
А вот взрослые на селе иногда предпочитают фонарик вместо фликера. Мол, не хочется тратить лишние деньги, к тому же луч света помогает обходить лужи.
— Это, конечно, лучше, чем ничего, и все же — не оптимальное решение. При движении человек совершает махи руками, и свет на доли секунды пропадает из зоны видимости водителя. Этого может быть достаточно, чтобы произошла трагедия. Безопаснее носить световозвращающие элементы, они заметны автолюбителям с обеих сторон дороги, — объяснил Александр Константинович. — За неиспользование фликеров в темное время суток грозит наказание — штраф до трех базовых величин. Если при этом пешеход нетрезв, сумма возрастет до 5 БВ.
Важно
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам или в один ряд по краю проезжей части. Вне населенных пунктов следует идти навстречу транспортным средствам. При отсутствии «зебр» переходить дорогу можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Ликбез
Согласно пункту 116 ПДД водители, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, обязаны снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходу.
Кстати
Световозвращающие элементы позволяют водителю заметить пешехода на расстоянии до 400 м.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.