До недавнего времени использование специальных удерживающих устройств для перевозки детей в автомобилях, попросту говоря автокресел, было факультативным, а защищенность ребенка в машине зависела только от желания и совести водителей. Подписанный Президентом в октябре минувшего года Указ №483 внес изменения и дополнения в Правила дорожного движения и разом прекратил все дискуссии о необходимости столь важного для обеспечения безопасности маленьких пассажиров аксессуара. Решено – автокреслам быть. Теперь все, кто собирается отправиться в дорогу на машине с ребенком, обязательно должны его использовать.
Это нужно не сотрудникам ГАИ, а вашему ребенку
Многие водители отнеслись к нововведению, как к очередной «обязаловке». Мол, будет лишний повод, чтобы выписать штраф, поэтому главное – чтобы автокресло просто было, а технические характеристики не имеют никакого значения. Получается, что приобретают они его не для собственных нужд, а чтобы избежать наказания. Безусловно, это в корне неправильная позиция, а тем, кто в этом сомневается, стоит просто посмотреть несколько роликов в Интернете, где показано, что происходит с непристегнутым маленьким пассажиром даже при небольшом дорожно-транспортном происшествии. Кресло для галочки не только не обеспечит должного уровня защиты, но и у сотрудника госавтоинспекции может вызвать нарекания. О том, какие требования существуют для удерживающего устройства, мы поинтересовались в ГАИ УВД облисполкома. Вера Самуль, старший инспектор отделения агитации и пропаганды, пояснила, что, во-первых, автокресло в машине должно не просто присутствовать, но и эксплуатироваться, то есть ребенка надо пристегивать. Кроме того оно должно быть правильно установлено и закреплено, а также соответствовать росту и весу вашего чада, иначе оно просто не будет выполнять свои функции. Для перевозки детей в возрасте до 12 лет необходимо использовать специальное удерживающее устройство или иные средства, позволяющие безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности (кроме случаев, когда рост ребенка превышает 150 см, а также при перевозке в автомобиле-такси). На переднем сиденье автомобиля маленького пассажира допускается транспортировать только в специальном кресле, соответствующем весу и росту ребенка, если оно развернуто спинкой к лобовому стеклу автомобиля и отключена или отсутствует подушка безопасности. Кроме того, она напомнила, что за нарушение этих правил КоАП Республики Беларусь водителю предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа до 4 базовых величин (напомним, сейчас это 720 тысяч рублей). За аналогичное нарушение, совершенное повторно в течение года, нужно будет заплатить до 8 БВ (1 млн. 440 тысяч рублей).
Как правильно выбрать автокресло
Все автомобильные удерживающие устройства производителями разделены на несколько групп (0, 0+, 1, 2, 3) в зависимости от возраста и веса ребенка. Новорожденных рекомендуют перевозить в автолюльках (0), категория 0+ предназначена для малышей с рождения до года, кресло фиксируется в машине, а ребенок пристегивается внутрь. Для комфорта малыша в нем обычно предусмотрено несколько положений спинки и мягкие накладки на внутренние ремни. Кресла группы 2 и 3 предназначены для детей от трех и до 12 лет, они обеспечивают правильную фиксацию с помощью обычных ремней безопасности. В магазинах можно найти и трансформирующиеся модели, которые охватывают несколько категорий: в них есть регулировка положения сиденья, высоты подголовника и спинки, для детей старшего возраста ее можно и вовсе снять, оставив только бустер.
В магазин за покупкой автокресла лучше идти, взяв с собой ребенка, чтобы он смог его опробовать, ведь удобство не менее важное качество, чем безопасность. К тому же плохо подобранное сиденье может отрицательно сказаться на здоровье.
– Скелет и мышцы ребенка значительно слабее, чем у взрослого. Неправильное положение тела во время поездок может спровоцировать серьезные проблемы, особенно у детей младшего возраста. Первые полгода жизни ребенку не рекомендуется находиться в автокресле дольше 1,5 часа. Спинка должна повторять изгиб тела, лучше, если угол ее наклона будет регулироваться. Убедитесь, что подголовник хорошо защищает голову и шею, если его нет, то высота спинки должна быть максимальной. Обязательны мягкие накладки на внутренних ремнях и на замках, которые расположены на паховой области ребенка. Обивка автокресла не должна быть слишком мягкой, – делится рекомендациями Евгений Лопатнев, заведующий травматолого-ортопедическим отделением Витебской детской областной клинической больницы.
Для многих немаловажным фактором при выборе автокресла будет и стоимость. Корреспондент «Витебских вестей» изучила ассортимент и цены в торговых точках областного центра. В перечне товаров универмага их нет, зато на рынках и в магазинах, специализирующихся на детской продукции, представлено по несколько моделей для разного возраста. Поскольку у нас в стране автокресла не выпускают, то на прилавках они в основном от российских и китайских производителей, многие интернет-магазины предлагают привезти под заказ польские, немецкие и итальянские модели, причем, вплоть до люксовых дизайнерских изделий. Цена в таком случае также поражает. Если исключить эти варианты, то автолюльку для новорожденного можно приобрести, заплатив от 800 тысяч до 2 млн. рублей, на покупку кресла для ребенка от года родителям придется приготовить от 1 млн. рублей. Самый экономный вариант удерживающего устройства, бустер, обойдется в 250 – 600 тысяч рублей. Но все-таки цена не должна быть решающим аргументом, ведь автокреслу, в первую очередь, следует быть надежным, способным защитить ребенка в случае дорожно-транспортного происшествия. Независимые компании проводят специальные проверки – краш-тесты, где эксперты оценивают их качество, а затем публикуют результаты, с которыми не лишним будет ознакомиться перед покупкой.
Фото Дмитрия ОСИПОВА
На снимке: Продавец супермаркета «Буслик» Елена Дашкевич и контролер Дмитрий Гапонов помогут определиться с выбором автокресла.