А вы знали, что у платьев есть имена? Дорадо, Джемма, Венера, Астрид, Шанель… И о том, что в Орше есть своя Роза Бертен, она же Олеся Латун, которая по примеру известной модистки французской королевы Марии Антуанетты является законодательницей моды в регионе. В основном свадебной. Ее платья и вечерние наряды носят в Беларуси, России, Польше, Германии, Нидерландах. Проходя мимо салона частного предприятия, расположенного в самом сердце Орши, невольно останавливаешься. В окнах – манекены в нарядах, от которых дух захватывает. Как и где рождается такая сказка, я решила выяснить, собственноручно прикоснувшись к платьям для королев. А точнее, новоиспеченных невест.
Три орешка для Золушки
Само название Promessa – деловой бренд по пошиву одежды, – с французского переводится как "обещание". В нем, по словам Олеси, заложен особый смысл.
– Ведь когда мы создаем семью, даем обещания себе и избраннику любить и сохранять светлые чувства, – говорит директор предприятия, она же дизайнер и генератор идей.
Едем мы не в знаменитый салон-магазин, а в небольшое невзрачно здание. Именно здесь руками мастериц рождается вся та красота, которую потом можно увидеть в каталогах, на страницах соцсетей и в салоне. Внутри – чистота, уют и новейшее швейное оборудование. Прежде чем стать ученицей швеи-декоратора, или, как раньше говорили, модистки, интересуюсь у Олеси историей создания такого штучного производства. Как выяснилось, сама девушка по образованию экономист. Но тяга к творчеству у нее с детства.
– В моей семье шили все, – рассказывает Олеся. – Мама, бабушка, дед и прадед. Причем дед был известным в Украине портным. Сама же я родом из Тынды. Семья переехала на родину моего отца, Гомельщину, позже – в столицу. На Витебщине оказалась, выйдя замуж за оршанца, и город на Днепре давно стал для меня родным. Однажды подруга пригласила на свадьбу, и мы поехали выбирать ей платье. Во время примерки я вдруг почувствовала небывалое волнение: хочу так же красиво наряжать девушек.
Сначала обладательница диплома БГЭУ с отличием приобрела несколько платьев в Москве и сдавала их напрокат. Однако чувствовала: нет, не то, что хотелось бы. Часто приходилось доводить наряды до ума: подшивать подол, сооружать воздушную фату, декорировать аксессуарами…
– Когда зашла в один из магазинов тканей в Златоглавой, поняла: все, я пропала, – говорит Олеся. – Купила все необходимое и села за машинку. Потом пригласила профессиональную швею. Постепенно расширялись, двигались вперед, пополнив ассортимент вечерними и детскими изделиями. Это как три орешка для Золушки: открываешь каждый по очереди, а там – твое следующее желание.
Дизайнерские задумки трансформировались в свадебный салон и швейный цех, где сегодня уже 16 единиц оборудования и 15 мастериц.
Глаза боятся, а руки делают
Одна из мастериц – та, которую можно назвать не просто швеей, а настоящей модисткой, умеющей все – придумать дизайн, отшить, украсить. То есть создать тот самый королевский образ. Именно с Анной Павловой мне предстояло провести день в подмастерьях и увидеть, как рождается необычайной красоты платье под именем Шанель из новой коллекции. Все это – под чутким руководством заместителя директора предприятия Екатерины Бондаревой. Она правая рука Олеси, ее помощник, советчик, дизайнер и модель в одном лице с дня основания предприятия. К слову, сама Олеся в настоящий момент больше внимания уделяет воспитанию полуторагодовалой дочки Миланы, находясь в декретном отпуске. Хотя и посещает вместе с малышкой ежедневно то цех, то салон.
– Здесь отшиваем как оптовые заказы, так и индивидуальные, – знакомит с деятельностью цеха Катя. – Это не только свадебные и вечерние наряды, но и национальные костюмы для театров, творческих коллективов. Есть и коллекции из льняных тканей. Сейчас заняты еще и пошивом защитных масок и костюмов. Их не только продаем, но и безвозмездно передаем больницам, приютам.
После небольшой экскурсии я присоединяюсь к Анне.
– Платье рождается с образа, рисунка, – говорит мастерица. – А собирается из кусков ткани.
К слову, над эскизами колдуют, учитывая все новомодные мировые тенденции, ночи напролет сама хозяйка предприятия, Екатерина и Анна.
Мне доверили кроить отдельные детали. Итак – на главном лекале проставляю номер модели, название детали, количество единиц в размере и иногда – тон (разные ткани могут незначительно отличаться по цвету и в готовом изделии это будет заметно). Беру в руки специальные ножницы…
Честно говоря, столкновение с многообразием тканей повергло меня в настоящий шок: тут тебе и тончайший шифон, и шелк, и настоящее итальянское кружево... Признаюсь, стало страшно прикасаться к этой красоте, дабы просто-напросто ее не испортить. Однако глаза боятся, а руки делают. Направляемся к основному рабочему месту – швейной машинке. Она уже заправлена нужными по цвету и толщине нитками.
– Первым делом соберем верх – корсет, – руководит Анна. – Вшиваем туда бюст и полупрозрачную телесную ткань-сетку…
Машинка бойко застрекотала, а я с интересом наблюдаю за ловкостью рук и чудо-техникой, которая сама обрезает, делает закрепку – только нажимай педаль. На моих глазах за непродолжительное время выходит практически готовый верх платья. Я не без страха берусь пришивать петли – как ни странно, получается…
Работа кипит – трудимся над юбкой и соединением двух главных частей свадебного наряда с предварительной примеркой на манекене. Полуготовое платье переходит в другие опытные руки – к вышивальщице и декоратору Елене Рыженькой.
– Чтобы не терять времени, Анна возьмется отшивать весь размерный ряд данного платья, – поясняет Катя. – Хотя и сама может замечательно декорировать, украшать.
Интересно, что Елена по образованию музыковед. Но признается: для нее шитье, вышивка, декор – лучше всякой музыки. Аккуратно и быстро она вырезает из тончайшего кружева нужные детали, собирает их в замысловатые узоры, расшивает бисером, пайетками, стеклярусом, бусинами – все по желанию клиента либо в духе коллекции. Особенно сложно это делать на объемных деталях наряда – все вручную, специальной полупрозрачной леской.
Рай для невест
Когда все платья новой коллекции-2021 будут готовы, они попадут в каталоги и отправятся в салон.
– Каждый год мы выпускаем одну новую коллекцию из 50-80 моделей, – продолжает Екатерина. – Презентуем свое творчество дважды в год на международных выставках в Москве. Вот сейчас готовимся поехать в столицу России в марте. До пандемии мы свои наряды возили на "смотрины" в Германию, Польшу, Нидерланды.
Заходя в свадебный салон Promessa, застываешь на пороге. А когда-то это было бесхозное запущенное помещение площадью без малого 400 квадратов. Благодаря Указу Президента № 506 "О развитии Оршанского района Витебской области" по упрощенной системе налогообложения Олеся платит всего 1% от выручки от реализации товаров собственного производства.
Теперь здесь все – как в самом люксовом европейском салоне, который можно увидеть на картинках глянцевых журналов. Таковые, со всеми выпущенными предприятием коллекциями, имеются в гостиной зоне салона. В примерочном зале – огромные зеркала, фотозона со специальной подсветкой и множество нарядов. Сегодня здесь хозяйничает помощник администратора Анастасия Безрукова, которая знает по имени каждое из сотен платьев. Помимо основных функций по работе с клиентами, каталогами и продукцией, она тщательно следит за порядком и уютом в салоне – чтобы кафель и зеркала сверкали чистотой, а лица невест сияли улыбками. Восхищаясь таким изобилием красоты вокруг, как можно не примерить королевский наряд? Вот и я не устояла. Тем более приложив, хоть и косвенно, руку к одной из новомодных моделей. Откровенно говоря, мне это было гораздо интереснее, чем конструировать, шить, декорировать. Хотя есть и в профессии модистки то, что мне пришлось по душе, – ты из тканей и кружев делаешь нечто особенное и по-настоящему красивое. Это сродни тому, как из набора фраз и мыслей рождается интересная статья…
Фото Ольги ЛЕБЕДЕВОЙ и Екатерины Бондаревой.