Тем, кто регулярно читает новости о нарушениях закона, наверняка небезынтересно узнать, как расследуются преступления. Одним из этапов в этом процессе является судебная экспертиза. Корреспондент «Витебских вестей» примерил на себя роль эксперта-криминалиста, поучаствовав в проведении некоторых видов экспертиз.
В управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области проводится более 50 видов экспертиз. Старший эксперт Витебского межрайонного отдела, майор юстиции Татьяна Самуйлова, которая выступила моей наставницей, специализируется на технических экспертизах документов и почерка. Этой работой она занимается уже 7 лет – с тех пор, как закончила Академию МВД Республики Беларусь в Минске.
«Липовые» деньги
Первое наше задание – проверка купюры Центробанка Российской Федерации номиналом 5 тысяч рублей.
– Сотрудник одного из банковских учреждений Витебска усомнился в подлинности денежного билета, – вводит меня в курс дела эксперт. – Следственно-оперативная группа изъяла купюру, которая в последующем поступила к нам на исследование.
Вначале под руководством специалиста я изучаю постановление о назначении технической экспертизы документов. В нем кратко указаны обстоятельства обнаружения данной банкноты. Затем приступаем к проверке.
– На подлинном денежном билете основные красочные изображения выполнены способом многоцветной металлографской печати с орловским эффектом, – поясняет Татьяна Самуйлова. – При визуальном и микроскопическом исследовании штрихи, образующие данные изображения, имеют значительный рельеф – выпуклость, переменную высоту и ширину, расплывы красящего вещества в виде «усиков», заостренные концы, четкую проработку мелких деталей рисунков, вдавленность бумаги с оборотной стороны.
Через микроскоп я замечаю, что элементы изображения на купюре выглядят, как точки – розового, красного и желтого цветов. О чем сообщаю эксперту.
– Следовательно, основные изображения нанесены способом цветной струйной печати, то есть купюра, изготовлена не профильным предприятием, – делает вывод специалист.
По словам эксперта, металлографская печать, которая на подлинном денежном билете обладает рельефностью, на этой банкноте имитирована бескрасочным тиснением. По совету собеседницы посмотрел на купюру при определенном освещении, и увидел на ней штрихи, расположенные с незначительным сдвигом к отдельным элементам изображений.
– Поэтому в данном случае рельефность тоже ощущается на ощупь, – резюмирует эксперт.
Для достоверности выводов необходима многоступенчатая проверка. Поэтому дальше изучаем купюру через специальное оборудование для экспертного анализа документов – видеоспектральный компаратор «Регула». Выбираем в справочной программе соответствующие вкладки с названием страны, вида документа, номинала, модификации. Кладем в компаратор банкноту. Татьяна включает в приборе инфракрасные лучи, и все красочные изображения на купюре пропадают.
– В подлинном денежном билете отдельные изображения нанесены красящим веществом, обладающим магнитными свойствами, которые при облучении в ИК-лучах не исчезают, – комментирует специалист.
Для наглядности эксперт кладет в компаратор подлинную банкноту и указывает на различия с предоставленной на исследование купюрой. Татьяна проверяет билет на наличие других признаков подделки и в завершение составляет заключение эксперта.
– Нельзя только по одному-двум признакам убедиться в подлинности банкноты, – объясняет специалист. – Существуют еще технологические отклонения при их изготовлении. В частности, несоответствие размеров образцу, отсутствие защитной нити, водяного знака и других защитных элементов, растекание краски, полная или частичная непропечатка изображений на одной из сторон денежного билета и прочее.
12 признаков почерка
Следующее наше задание – почерковедческая экспертиза. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности одного из частных предприятий Витебска сотрудники контролирующих органов усомнились в подлинности подписи директора на финансовых документах. Руководитель организации утверждал, что бухгалтер расписывалась за него, тем самым занимаясь самоуправством. Материалы были изъяты для проведения экспертизы.
Перед нами находятся исследуемые документы, а также образцы почерка и подписей проверяемых лиц. По словам эксперта, чтобы достоверно установить выполнен ли данный текст конкретным человеком, следует изучить вариационность почерка, то есть необходимо, чтобы было предоставлено достаточное количество образцов.
Сначала разбираемся с почерком, и собеседница обращает мое внимание на их различие.
– Можно увидеть, что в одних образцах буквы более угловатые, в других – округлые, – говорит Татьяна.
После описания всех общих признаков переходим к частным. При экспертизе изучается написание отдельных элементов каждой буквы. Например, в одних образцах «т» выполняется двумя движениями (как печатная), в других – прописной вариант.
– Для положительного вывода необходимо установить совпадения общих и частных признаков, которые должны быть существенны и образовывать индивидуальную совокупность минимум из двенадцати признаков, – говорит эксперт. – В тексте среднего и большого объема найти их несложно. Как вы заметили, в данном случае различие почерков видно невооруженным глазом.
А при проведении экспертизы подписей помогают увеличительные приборы. Под руководством специалиста исследую подписи через микроскоп. На одном документе штрихи четкие, ровные, с равномерным нажимом, на другом – извилистые с неравномерным нажимом, местами слегка прерываются. Невооруженным глазом это практически незаметно.
– Обратите внимание на штрих красящего вещества, – говорит специалист. – Если человек пишет с равномерным нажимом, штрих насыщенный, подпись выполняется в быстром темпе, то, скорее всего, она сделана в обычных условиях. В предоставленной на исследование штрихи извилистые, присутствует угловатость дуговых элементов с неоправданными остановками ручки. А значит, возникают подозрения, что подпись фальшивая.
Но для окончательного вывода такого исследования недостаточно. Для установления подлинности подписи также необходимо проанализировать обстоятельства ее выполнения.
– У некоторых людей из-за индивидуальных и возрастных особенностей имеется тремор рук, и штрихи получаются извилистые и угловатые, – отмечает Татьяна. – Поэтому при сравнении с сопоставимыми образцами почерка и подписей устанавливаем, носят данные особенности постоянный или временный характер. Самая информативная у подписи средняя часть – безбуквенные штрихи, их подделать сложнее всего. В исследуемом нами варианте все признаки подписи, выполненной в необычных условиях.
На месте преступления
Татьяна Самуйлова также участвует в осмотре мест преступлений.
– В помещении, где совершено преступление, места возможных соприкосновений преступника с предметами обрабатываются дактилоскопическими порошками, – рассказывает Татьяна.
Под руководством специалиста при помощи магнитной кисти я наношу небольшой слой дактопорошка на пластиковую бутылку (по легенде, предмет, которого мог касаться потенциальный преступник). Затем копирую след на фрагмент дактопленки, для чего на пару секунд приклеиваю ее к бутылке.
– При составлении протокола мы описываем объект, на котором обнаружили след, указываем размеры, форму, тип узора отпечатков пальцев, – поясняет специалист. – При расследовании они служат одним из доказательств вины преступника.
Напоследок интересуюсь у эксперта: какими видами экспертиз ей чаще всего приходится заниматься?
– Провожу технические экспертизы документов, в зависимости от сезона на исследование поступают денежные билеты, справки и больничные листы, – отмечает она. – При скачках курса валют люди часто несут деньги не всегда подлинные в обменные пункты банков. Во время инфекционных всплесков частенько пытаются продлить срок больничного листа – изменить дату его окончания. А с началом учебного года регулярно встречаются поддельные школьные справки на проезд в общественном транспорте – как правило, бывшие школьники еще хотят воспользоваться правом на бесплатные поездки и вносят изменения в реквизиты.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.