В детстве актриса Национального академического театра имени Якуба Коласа Наталья Аладко видела себя то военным летчиком, то капитаном лайнера, то балериной. В родительском доме появился первый в деревне телевизор (Наталья родом из Солигорского района Минской области), и двухлетняя малышка не отрываясь смотрела балет, а потом перед зеркалом повторяла балансе и пассе. Когда немного подросла, решила, что нужно готовить себя к мужественным профессиям, ее привлекали небо и море. Но вскоре приоритеты поменялись, и пришло окончательное решение – будет артисткой.
– Я смотрела фильмы с участием Любови Орловой, Марины Ладыниной. Восприятие театрального мира формировали спектакли, где играли Алла Тарасова, Алиса Коонен, Ангелина Степанова. Настольными книгами стала литература об искусстве. И после окончания школы написала письма во все театральные вузы Москвы. Но мама воспротивилась: одну далеко от дома не отпущу. Поехала в Минск. Думала: если не поступлю, жизнь закончится, – рассказывает Наталья.
Поступила в Белорусский государственный театрально-художественный институт (нынешняя Академия искусств) с первого дубля и стала одной из лучших студенток на курсе. Еще в вузе ее приметил тогдашний главный режиссер брестского театра и пригласил к себе в труппу.
– Мне сразу дали роль Дездемоны, заняли в других спектаклях, но когда пару месяцев спустя руководитель Коласовского театра Валерий Мазынский позвал в Витебск, я не раздумывая поехала, – вспоминает актриса.
Театр Якуба Коласа всегда славился актерской школой. Спектакли отмечались на международных фестивалях, «Вечар» Валерия Мазынского получил Государственную премию БССР. Гремели и другие постановки – «Радавыя», «Званы Вiцебска».
– Я застала на сцене Зинаиду Конопелько, Октябрину Мельдюкову, Владимира Кулешова, Евгения Шипило, Георгия Дубова, других корифеев. В театр заходил первый среди коласовцев народный артист БССР Анатолий Трус, – рассказывает Наталья Аладко, которую Валерий Мазынский позвал на роль Насточки в спектакле «Несцерка».
После удачного дебюта появились другие роли. Но главным образом в спектаклях, которые ставились с расчетом на сельские гастроли. И актриса выпадала из основного репертуара.
Когда в театре ставили Шекспира, приехал тот самый режиссер из Бреста и с иронией спросил: «Джульетту играешь?», а я отвечаю, что занята в массовке. Не жалела, что предпочла Коласовский театр, но, как любая актриса, очень хотела ролей.
И дождалась. Сыграла гриновскую Ассоль в «Ветразі», Марысю в «Залётах» Дунина-Марцинкевича, Кристину в «Рэцэпте Макропуласа», Бьянку в шекспировском «Утаймаваннi наравістай», мадемуазель Руссе в «Дыліжансе» по новелле Мопассана. Режиссеры открывали в ней разные грани: характерной, лирической, драматической актрисы.
Кроме того, Наталья Аладко и актриса Светлана Жуковская, можно сказать, спелись дуэтом и создали несколько музыкально-поэтических вечеров, с которыми выступают на камерной сцене.
– Эти проекты родились как потребность души. Мы не предполагали, что они получат такой отклик у зрителей. Люди рассказывают, что романс, который мы исполняли, любимый в их семье. У некоторых слезы выступают, когда поем песни военных лет. Программа «Как я люблю глубину твоих ласковых глаз…» построена на письмах, которые мы нашли в архиве. Это переписка двух любящих людей, которых разлучила война. Я сказала папе, что посвящаю ему эту музыкальную постановку, – говорит актриса.
Наталья Аладко вспоминает: когда в детстве поделилась со старшей сестрой, что хочет сниматься в кино, та ей ответила, что это неосуществимые мечты. А сегодня смотрит фильмы, где играет Наталья.
Актриса снялась в популярных сериалах «Журов-2», «Детективное агентство «Иван да Марья», «Неродная», «Единственная радость», в мелодраме «Несколько шагов до любви», которая вышла на экраны в январе этого года.
Наталья Аладко более 30 лет играет на коласовской сцене. Она занята во многих спектаклях, которые сегодня есть в репертуаре, в частности, «Доктар філасофіі», «Самая жаданая», «Дурнічка», «Цень думкі нашай...». Актриса сохранила свою юношескую влюбленность в театр и, как прежде, не мыслит себя без него.
Готовясь к выходу на сцену, надевает сережки, которые сделала своими руками заслуженная артистка Беларуси Тамара Шашкина. В память об актрисе, ушедшей уже из жизни, остался и браслет с историей. Он попал к Тамаре Григорьевне в годы войны. Эти украшения Наталья Аладко воспринимает как символическую ниточку, связывающую поколения коласовцев, которые преданно служили и служат его величеству театру.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА