Назначение художника — расширять светлую сторону мира, делать мир добрее, убежден старший преподаватель кафедры архитектуры и дизайна инженерно-строительного факультета Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой Виктор Лукьяненко.
Виктор Лукьяненко родился и вырос в Витебске. В 1976 году окончил худграф Витебского пединститута и переехал в Новополоцк. Работал там в творческо-производственных мастерских «Мастацтва», где прошел путь от художника до директора. С 2003 года преподает в ПГУ.
Воспитанник витебского худграфа
Виктор Лукьяненко получил хорошую школу: учился у известного витебского мастера монотипии Леонида Антимонова – знатока искусства, всесторонне образованного человека, который оказал большое влияние на творчество ученика. Важную роль в его формировании также сыграла знаковая для города на Двине личность – первый директор Витебского государственного исторического музея, ученик Ю. Пэна, педагог Валентин Карлович Зейлерт. Среди учителей Виктора были и известные представители витебской художественной школы Феликс Гумен, Евгений Красовский, Анатолий Чмиль. Студентом он проводил лето в Ленинграде, где часто посещал Эрмитаж и Русский музей, и это было мощной подпиткой и источником вдохновения. Художник работал в технике станковой и монументальной живописи. Еще с институтской поры много выставлялся в Беларуси и за ее пределами. И сегодня все свои знания и навыки он передает молодым архитекторам и дизайнерам.
В последнее время Виктор Лукьяненко серьезно увлекся фалеристикой. Он автор почетных нагрудных знаков УО «Полоцкий государственный университет», «За заслуги перед Полоцким государственным университетом». Его работы вошли в книгу «Ордена, медали и нагрудные знаки Республики Беларусь» Марины Елинской (2022).
Прививать культуру и вкус
Много времени и сил Виктор Лукьяненко посвятил созданию уникального университетского пространства. Его объект «Университетские часы» в Полоцком коллегиуме – единственный на постсоветском пространстве. В начале каждого часа там открываются дверки, звучит гимн ПГУ и на балконе появляются фигурки Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины, ректора вуза, профессора и студента.
Во внутреннем дворике вуза размещены архитектурный объект «Университетский колодец» с надписями на латинском языке и картинная галерея.
Большую часть жизни художник посвятил Новополоцку и искренне любит этот город, который у многих ассоциируется с краем голубых озер благодаря изображению качающейся на волнах кувшинки на гербе города.
В Полоцком коллегиуме находится арт-объект «Механическая голова», реконструированная Виктором Лукьяненко по проекту Габриэля Грубера. Композиция представляет собой седую голову Сократа, которая отвечает на любые поставленные вопросы на четырех языках – русском, белорусском, немецком, английском, являясь прародителем «Гугла» и «Яндекса», отмечает собеседник.
Пространство возле университетского корпуса в Новополоцке украшает инсталляция «ГіПар» (гиперболический параболоид двойной кривизны Гаусса), символизирующая, по задумке автора, единение науки и современного искусства.
– Моей основной задачей было приобщить молодежь к эстетике и гармонии, научить видеть красоту. Я хотел создать для студентов наполненное с точки зрения культуры визуальное пространство, – поясняет Виктор Лукьяненко. – Молодые люди впитывают интеллектуальную эстетическую атмосферу. И хотя практикующими художниками студенты, как правило, не становятся, а работают архитекторами или дизайнерами, но речь идет о привитии вкуса. Очень важно восстановить культурный код Полоцка, ведь Вторая мировая война многое стерла с лица земли.
Новополоцкие дома, детские сады, школы украшают авторские работы Виктора Лукьяненко. В ВГУ им. П. Машерова фойе возле кафедры биологии украшает его диорама «Смешанный лес». Его произведения есть в фондах Художественного музея Витебска, Новополоцкого историко-краеведческого музея, Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Второй родине посвящается
Большую часть жизни художник посвятил Новополоцку и искренне любит этот город, который у многих ассоциируется с краем голубых озер благодаря изображению качающейся на волнах кувшинки на гербе города.
– Кувшинка по славянской терминологии – магическая одолень-трава, символизирует оберег, защиту от бед и злых духов. Рано утром раскрывается, а вечером прячется под воду. По легенде, кто ее найдет, обретет талант и счастье, – поясняет концепцию знака Виктор Лукьяненко.
И словно говорит о себе.
Фото из открытых источников.