Вспомнить трогательные и смешные истории, спеть вместе любимые песни, душевно пообщаться со зрителем — так планирует отметить свое 60-летие ведущая актриса Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа, обладательница приза Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная звезда» Cветлана Жуковская. Это будет музыкальный вечер в стиле квартирника под названием «Душевный разговор», который состоится 25 мая. Накануне юбилея мы составили свой душевный разговор со Светланой Жуковской.
– Светлана Николаевна, юбилей – это время подведения итогов, воспоминаний. Что вспоминаете вы?
– Мне хочется осмыслить, с чего всё начиналось… Я выросла в творческой семье в Щучинском районе Гродненской области. Мой дедушка Иосиф был псаломщиком в церкви и руководил церковным хором. Мама с детства воспитывала любовь к музыке. Брат, мама, папа играли в местном народном театре, и именно там я впервые вышла на сцену. К слову, мне было всего шесть лет. Это был спектакль «Ганка» В. Голубка. Роль была очень драматической: я приходила на могилку мамы, чтобы проститься.
– Вы всегда хотели стать актрисой?
– Я всегда мечтала петь, но жизнь меня так крутанула, что я стала драматической актрисой. Но петь продолжаю. Это всё от мамы. До 17 лет она пела в церковном хоре и потом продолжала вместе с отцом петь на клиросе в Острино на Гродненщине. Ее голос был как камертон. Спокойный, негромкий, бархатный. Я часто просила ее научить меня петь также проникновенно, как это делала она. Тогда мама сказала мне: «Пой сердцем». И я начала разбираться, как это. Долго не понимала, но жизнь научила.
– Как стали драматической актрисой?
– Мы вместе с Раисой Грибович окончили Гродненское училище искусств. На последнем курсе я уже знала, что поеду на родину, в Острино, и буду руководить народным театром. Но тут ко мне подходит Зоя Питкевич, педагог по сценической речи, и говорит: «Света, мне позвонили из витебского театра, нужна девочка на роль Насти, лирическая героиня, которая умеет хорошо петь». Я сказала, что одна не поеду. Попросила Раю съездить со мной, и нас двоих взяли. И уже 40 лет мы служим Коласовскому театру.
– Не сожалеете о том, что не стали певицей?
– Театр затягивает. Это другой мир, который порой жестокий, несправедливый, но когда ты выходишь на сцену и своей энергетикой захватываешь зрителя, а он отвечает тебе тем же, то накрывает волна счастья и ты начинаешь понимать, что правильно выбрала профессию. Я в таких случаях говорю: «Не зря день прожит!» Важно, приняв решение, не сомневаться в нем. Я с этой задачей справилась, мне здесь комфортно. Театр давно стал моей семьей. К тому же я всё равно пою. Езжу на конкурсы, участвую в творческих встречах. Мы придумываем и реализуем музыкальные проекты с актрисой нашего театра Натальей Аладко. Песня со мной рядом всегда.
– «Она была актрисою и даже за кулисами играла роль…». Насколько справедливо это высказывание в отношении вас?
– Вне театра я не актриса. Да, могу шутить, баловаться, потому что отпечатки профессии есть, но в жизни не играю. Играть кого-то, строить из себя другого человека, зачем? Вообще считаю, что по-настоящему талантливые люди самые скромные, и я учусь у таких.
– Как много ролей вы сыграли за свою карьеру?
– За сорок лет я сыграла их более 100. Например, за роль Варвары в спектакле «Варвара и ее блудный муж»
(Г. Марчука) получила диплом. Георгий Марчук лично поблагодарил меня за прекрасное исполнение роли и подарил книгу, где были написаны теплые слова. За роль Суениты в спектакле «Чатырнаццаць чырвоных хацінак» А. Платонова тоже получила диплом, что, конечно, очень приятно. Есть три диплома с певческих конкурсов, один из которых – Гран-при Республиканского конкурса «Поют актеры театра и кино».
– В вашей жизни случались какие-нибудь мистические истории?
– Да, помню шла после репетиции, и у меня в руках было две авоськи. Иду вся в своем мире, проигрываю роль, на светофоры и дорогу внимания не обращаю. А тут раз – как будто мне по плечу постучал кто-то, оборачиваюсь – никого нет. А в это время перед носом машина. Получается, кто-то меня спас.
– А были курьезные случаи?
– Если честно, их много. Вот, например, 9 мая мы поехали в Верхнедвинск с военным спектаклем-концертом «Как я люблю глубину твоих ласковых глаз». Выхожу петь песню «Эхо» и вдруг, когда я допевала последние строки, в небе пролетала стая птиц, которых я проводила глазами. А тут начинается другая песня – стою. Подхожу к концертмейстеру и спрашиваю: «Какое первое слово?» Она мне от страха: «Снова». И я быстро начинаю: «Снова замерло все до рассвета…»То есть у меня из головы вылетела строчка. Так сильно вошла в эмоцию, что следующую песню мысленно не успела подготовить. Но успела вступить и спеть, даже начала импровизировать.
– Каким вы видите будущее белорусских театров?
– Мне бы хотелось, чтобы наши театры при всей непростой ситуации, искали новые формы, давали дорогу молодым, чтобы они ставили спектакли. У них другое мышление, которое очень отличается от нашего. Да, учиться у корифеев нужно, не забывать о них и уважать.
– Закончите фразу: мой возраст – это возраст…
– Мой возраст? Скажу так: я по-прежнему остаюсь ребенком. Ведь когда мы теряем его внутри себя, то становимся необаятельными, неинтересными. Душой я молода. Хочу сказать всем: не унывайте – ищите выход всегда и во всем.
***
Поздравляем Светлану Жуковскую с юбилеем и желаем вдохновения, интересных ролей, громких оваций и успехов как в жизни, так и карьере!
Влада РОМАНОВА, ученица СШ №45 Витебска им. В. Маргелова.