Впервые увидев эту молодую женщину из сельской глубинки Витебщины, невольно вспоминаешь певицу Диану Гурцкую, которая в 2000-е покорила публику не столько своим певческим талантом, сколько силой воли, преодолевшей все барьеры на пути к любимому делу, самореализации, женскому счастью и материнству. Те же черные волосы, миловидное лицо, темные очки, скрывающие от лишних взглядов неспособные видеть глаза, осторожная поступь и надежное плечо рядом.
София Гуз с сыном Максимом на вручении премии в Витебском облисполкоме
Правда, назвали ее в честь другой известной эстрадной исполнительницы – Софии Ротару, которая так же, как и наша героиня, является украинской молдаванкой.
Ее семья приехала в Беларусь на заработки, когда София Гуз была еще ребенком. В их доме росло пятеро детей, когда мать осталась одна, девушке на правах старшей дочери пришлось досматривать младших. Тогда она еще не знала, что навыки по уходу за детьми, до автоматизма отработанные на сестрах и брате, выручат ее в будущем.
Мир другими глазами
В Витебске девушка получила профессию швеи, прошла практику на одном из местных предприятий. Но еще во время учебы возникли первые проблемы со зрением – стремительно стал отказывать один глаз. В 20 лет София вышла замуж и родила первенца Максима.
Сына видела только первые пять месяцев… Причина утраты зрения неизвестна
– Причина утраты зрения неизвестна. Может, на нервной почве, может, еще из-за чего… Делали операции в Минске, но все безрезультатно. Окончательно утратила надежду, когда в одном из лучших столичных центров по зрению сказали, что оба глаза «мертвые», ничего нельзя сделать, – рассказывает женщина. – Плакала, когда озвучили окончательный вердикт. После начала привыкать.
Стимул жить дальше Софии давали муж и маленький ребенок. А спустя немногим больше года в их семье снова принимали пополнение.
Второго сына рожала в Витебске, мальчика назвали Артемом, в переводе с греческого – «здоровый», «невредимый». Здоровье детей компенсирует для матери любые собственные недуги.
Сейчас Софии 34 года, из них вот уже 14 лет на мир она смотрит другими глазами
Вместе с мужем Дмитрием и двумя сыновьями она живет в своем доме в поселке Узмены Миорского района.
«Все, как у всех…»
Именно эти слова не раз приходилось слышать во время интервью. И по ходу беседы убеждаться, что это действительно так, даже чувствовать некоторую неловкость от вопросов о «другой» жизни Софии после утраты зрения.
– Супруг работает на местном сельхозпредприятии, плюс домашнее хозяйство на нем – нарубить дрова, накормить поросят, дел во дворе всегда найдется. Я больше по дому – готовлю, убираю. Помогают и мальчишки. Все, как у всех, нет никаких преград для нормальной жизни, – говорит София.
Для молодой женщины нет барьеров для самореализации и в других аспектах, не только семейно-бытовых
София пишет стихи, уже вышло два персональных сборника поэзии – «На крыльях моей мечты» и «Любовь без границ». Увлекается плетением из бисера и газетной трубочки, ее поделки украшают не только дом, но и различные выставки. В нынешнем году стала призером областного смотра-конкурса «Пой, душа» в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
Вопреки своему заболеванию София Гуз не привыкла сидеть на месте. В составе областной команды по легкой атлетике среди незрячих спортсменов-любителей постоянно участвует в соревнованиях различного уровня. В этом году впервые побывала на республиканском турслете. Пробежать 60-метровку, отжаться, перемещаться по тросам – все это по силам тотально незрячей спортсменке.
– Берусь за все, что интересно, – с энтузиазмом говорит София.
Такие же активные, всесторонне развитые и ее дети. 14-летний Максим перенял от матери интерес к спорту – занимается футболом, настольным теннисом, является членом школьного спортивного клуба «Олимп», а 12-летний Артем проявляет творческие способности, увлекается танцами, участвует в проекте «Таланты Миорщины».
Особое материнство
Зная, что второй ребенок родился, когда София уже полностью ослепла, не смогла не поинтересоваться, отличается ли материнство до и после?
– Конечно, больше переживаний, что не видишь, куда ребенок побежал, мне надо звать, окликать, а он чаще всего оказывается совсем рядом. В то же время лучше развивается некое чутье. Сложно поначалу, когда в доме было сразу два маленьких ребенка, потом привыкла. Дима целый день на работе, оставалась с двумя детьми одна. Справлялась сама: купала, кормила, переодевала. Никого ни разу не ошпарила и не уронила, – рассказывает мама. Быстро приспособиться помог опыт ухода за младшими сестрами и братом.
Инвалид по зрению и мама двоих детей София Гуз: Иногда удивляюсь некоторым здоровым женщинам, которых нельзя назвать матерями, поскольку бросают своих детей.
– Для материнства есть преграды?
– Нет никаких преград, – однозначно ответила собеседница. – Иногда удивляюсь некоторым здоровым женщинам, которых нельзя назвать матерями, поскольку бросают своих детей. Материнство – это огромная ответственность, которую должна осознавать каждая женщина перед тем, как рожать.
Кстати, недавно София Гуз удостоена областной премии имени Зинаиды Туснолобовой-Марченко. И из большинства лауреаток она, пожалуй, наиболее близка героической полочанке, которая стала матерью невзирая на то, что в годы Великой Отечественной войны на фронте лишилась рук и ног и служила примером жизнестойкости и самоотверженности.
История же нашей современницы показывает, что и сегодня есть сильные духом женщины, способные превозмочь любые трудности и при этом сохранить способность улыбаться окружающему миру и порой, кажется, несправедливой судьбе, оставаться нежными и любящими женами и матерями, да и просто прекрасными представительницами человечества.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.