Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил ОАО «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «БелавтоМАЗ». Как отметил Президент, во время посещения МАЗа ему предлагали провести совещание по вопросам стратегии развития отечественного машиностроения в целом. На этом мероприятии в том числе предполагалось обсудить вопрос распределения кредитных ресурсов, предоставляемых Беларуси Китаем.
Александр Лукашенко пояснил, что данное совещание пройдет позже и в другом формате. При этом он подчеркнул, что любые финансовые ресурсы, в особенности кредитные, предприятия смогут получить только после тщательного просчета потенциальных рынков сбыта новой продукции.
– Вы получите деньги, возможно и китайские кредиты, только тогда, когда покажете, что у вас есть рынки, куда продадите эту продукцию. В противном случае не дадим ни копейки, – сказал Александр Лукашенко. – Я не могу вложить сюда в очередной раз сотни миллионов долларов, за которые вы создадите некий продукт и поставите на склад, а еще хуже – просто проедите.
Что касается холдинга "БелавтоМАЗ" и его головной компании, генеральный директор Дмитрий Катеринич заверил Президента, что в нынешнем году планируется выйти на эффективную работу. Благодаря оказанной в 2015 году господдержке удалось решить ряд финансовых проблем, нарастить объемы производства, снизить запасы готовой продукции на складах, увеличить экспорт. Всего предприятие осуществляет поставки более чем в 30 стран мира. В 2016 году планируются поставки продукции на новые рынки сбыта, в том числе в Лаос, Филиппины, Индонезию, Зимбабве, Судан, Эквадор, Оман. Постепенно расширяется и товаропроводящая сеть.
Кроме того, в прошлом году в ОАО "МАЗ" реализован комплекс антикризисных мероприятий для выхода на положительный результат работы. Их общий экономический эффект составил около 1,5 трлн. рублей. Есть план по снижению затрат и на 2016 год.
Говоря об освоении новых рынков сбыта, Александр Лукашенко заметил, что уже давно и настоятельно ставит соответствующую задачу. «Я от вас этого требую. А то не успел я сюда прийти, как вы мне начали рассказывать про Россию (российский рынок. - Прим. БелТА). Мы уже 25 лет как независимое государство. У России свои проблемы, – отметил Президент. – Да, там рынок, который вы сдали. Сегодня этот рынок очень легко отвоевать. Но туда надо продавать качественную, красивую, надежную технику по конкурентной цене».
Глава государства считает, что еще одним условием для повышения конкурентоспособности белорусской техники должна быть продолжительная гарантия производителя. Александр Лукашенко акцентировал внимание, чтобы при зарубежных поставках не использовались какие-то сомнительные схемы и посреднические структуры, в результате чего возникнут проблемы с возвратом денег за проданную технику. А такие примеры, к сожалению, есть.
– Вы – государственное предприятие. От вас минимум, что просят, – сохранить трудовые коллективы, платить зарплату, производить хороший товар и продавать его. Даже не будем доводить количества. Хотя без него не может быть и денег, – сказал Президент, обращаясь к Дмитрию Катериничу.
В целом у предприятия серьезные планы по дальнейшему развитию. Главе государства рассказали об инвестпроекте по модернизации и реконструкции производства предприятий холдинга на 2016-2022 годы. Капитальные затраты на его реализацию составят 427,1 млн долларов, а срок окупаемости - около 10 лет. В этом отношении Александр Лукашенко подчеркнул, что деньги будут выделяться только под эффективные проекты с четко просчитанными потенциальными рынками сбыта.
Как доложили главе государства, есть конкретные планы по развитию различных направлений в отечественном машиностроении, начиная от литейного производства до производства кранового оборудования и расширения линейки транспорта на газомоторном топливе. Работа в этом секторе ведется, соответствующая белорусская техника уже задействована в пассажирских перевозках в Минске, поставляется в Россию. Использование газа позволяет экономить 30-40% на эксплуатационных расходах и стоимости топлива.
В ближайшей перспективе в Беларуси планируется освоить производство автоцистерн для сжиженного газа и заправщиков, что перспективно для перевода на газовое оборудование сельскохозяйственной техники. Перспективным Александру Лукашенко видится и развитие электротранспорта, особенно с учетом появления дополнительных мощностей с вводом БелАЭС. На МАЗе уже ведется работа над отечественным электробусом. «МАЗ, как и БелАЗ, и мотовелозавод – это лицо нашей страны. Мы ни в коем случае не можем и не имеем права угробить эти предприятия. Поэтому, отвечая скептикам и тем, кто сегодня не верит в это: МАЗу быть, быть всегда, и при мне, и после меня», – заявил глава государства.
Во время посещения МАЗа речь шла не только о развитии данного предприятия. Был устроен своего рода смотр основных предприятий белорусского машиностроения. О перспективных планах и разработках Президенту доложили руководители БелАЗа, «Амкодора», «Гомсельмаша», МТЗ, «БелДжи». Глава государства ознакомился с экспозицией новейших образцов техники данных предприятий, выставкой деталей, узлов и автоагрегатов. Белорусские чиновники – от руководителей районного уровня до министров – впредь при получении служебных автомобилей должны ориентироваться исключительно на продукцию отечественного автопрома. Соответствующее поручение дал Александр Лукашенко, осматривая выставку.
Один из работников предприятия сказал, что на МАЗе более 3 тыс. человек нуждаются в улучшении жилищных условий и поинтересовался перспективами долевого строительства. Александр Лукашенко отметил, что есть несколько вариантов решения этого вопроса. Что касается льгот по пенсионному возрасту для работников вредных производств, то они будут сохранен ы.
По материалам БелТА подготовил Артур Сивицкий.