Курсы валют НБРБ
Доллар США
2.6105
Евро
3.1197
100 российских рублей
3.5091
Погода в Витебске
-4 oC переменная облачность
Давление:
750мм рт. ст.
Влажность:
93%
Скорость ветра:
5.06м/с западный

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Ретроспектива

Бурные волны Западной Двины, или История первого военно-морского подразделения Беларуси

В Витебске возле здания бывшей Морской школы на ул. Средненабережной, 3, стоит памятный знак с надписью «Морякам Западно-Двинской военной флотилии 1919 — 1920 гг.». Он свидетельствует не только о существовании в те годы воинского формирования, но и о бурных постреволюционных событиях,которые менялись, как в калейдоскопе, и накладывались одно на одно. Гражданская и Советско-польская войны, становление советской власти, смена жизненного уклада многих слоев общества на переломном этапе ХХ века.

На некоторые из событий мы решили взглянуть через призму истории Западно-Двинской военной флотилии с помощью сборника, подготовленного председателем областного отделения Белорусского союза военных моряков, капитаном І ранга в отставке Анатолием Ковалёвым. Книга, хранящаяся в музее «Морская слава Беларуси» витебской СШ №8 им. А. Испенкова (выпускник школы капитан ІІІ ранга Анатолий Испенков погиб на подводной лодке «Комсомолец» 7 апреля 1989-го), и стала основой в подготовке публикации. К слову, музей создан два года назад по инициативе Анатолия Ковалёва и заместителя директора школы Валентины Виноградовой. Его экспозиция рассказывает о белорусах, внесших значительный вклад в развитие Военно-морского флота Российской империи и Советского Союза.

От Первой мировой до революции

Речной отряд военных судов на Западной Двине был создан еще в 1915-м во время Первой мировой войны. Пять дозорных катеров при двух офицерах и 54 солдатах были направлены в распоряжение 5-й армии в Двинск (сейчас латвийский Даугавпилс), территориально входивший в состав Витебской губернии.

Формирование первой советской флотилии на реке началось в апреле 1919-го по инициативе Витебского военного комиссариата. Она состояла из двух отрядов – Приморского с базой в Риге и Витебского с пропиской в губернском центре. По политическим мотивам соединение было названо Военной флотилией Советской Латвии. Уже через месяц германские войска выбили красногвардейцев из Риги, захватив Приморский отряд.

26 ноября 1919-го на основании приказа Реввоенсовета Витебский отряд переименован в Западно-Двинскую военную флотилию. К весне 1920-го в ее состав входили канонерки «Борец», «Велиса», «Двинск», «Торопа» (это были переоборудованные гражданские пароходы), две плавбатареи (несамоходные баржи), сторожевое судно «Шестой», четыре моторных катера. Флотилия имела и десантный отряд численностью 250 человек.

Витебск, Лукишки

Именно по такому адресу приходила корреспонденция в Западно-Двинскую военную флотилию.

В пояснительной записке к проекту создания базы-порта от 9 ноября 1919-го сообщалось (стиль и орфография сохранены): «База расположена на самом берегу Западной Двины и граничит с впадением в Двину притока Лучеса, образующего большую низменность, весьма удобную для различных подъемных работ и погрузов. Жилой дом имеется каменный двухэтажный с достаточным числом комнат, легко может быть приспособлен для административных надобностей базы, а также и для жилья главных административных лиц, которые вследствие невероятно тяжелых условий жилья в Витебске будут принуждены жить на базе». На сохранившемся в архиве проекте схемы расположения зданий базы флотилии указаны административные и подсобные помещения, казармы, мастерские.

Вся корреспонденция на имя командующего флотилией была адресована так: г. Витебск, Лукишки.

Интересна история, пожалуй, самого известного пригородного имения тогдашнего Витебска. Впервые усадьба упоминается в документах под названием «дворец». Она располагалась между нынешней гостиницей «Ветразь» и Лучосой. Лукишки вместе с пятью селами, перевозом на Лучосе и Покровской церковью (находилась недалеко от устья реки) были переданы городу воеводой Николаем Сапегой. После убийства униатского архиепископа Иосафата Кунцевича и восстания горожан (1623) Витебск почти на два десятка лет был лишен Магдебургс-кого права, а Лукишки стали «королевским фольварком». С восстановлением вольностей под управление магистрата вернулось и имение, которое позже сдавалось в пользование воеводе. В июне 1705-го во время Северной войны в Лукишках четыре дня жил Петр І. Затем он поплыл по Западной Двине в Полоцк с остановкой в Бешенковичах. Последний владелец имения – Петр Косов. Перед революцией в усадьбе было несколько строений, питомник плодовых деревьев – яблонь, груш, слив, вишен, где ежегодно производилось 3 тыс. саженцев пятилетнего возраста.

Однако не только в Лукишках дислоцировались военные речники. Флотилия имела девять комнат в здании по адресу: Толстого, 3. Правда, неизвестно, что там находилось: штаб, жилье для офицеров или тыловое подразделение.

В верховьях неспокойно

Второй этап Советско-польской войны (1919 — 1920) начался в начале 1920-го. Об эскалации обстановки говорили сообщения витебской печати. 20 марта 1920-го: «Недавно ЧК раскрыла заговор, направленный на взрыв мостов в Витебске и уезде, чтобы облегчить полякам завоевание губернии». 17 февраля 1920-го: «В 15 верстах северо-западнее Полоцка противник переправился через Двину, но нашей контратакой был отброшен обратно на левый берег». По течению реки в границах боевых действий, кроме Витебска и Полоцка, находились Велиж, Сураж, Дисна, Дрисса (Верхнедвинск).

Вскрытие реки в 1920-м было на две недели раньше обычного. Пока на фронте не предвиделось активных боевых действий, на флотилию возлагались вспомогательные задачи. Выше Витебска по Западной Двине и ее притокам Каспле, Усвяче и Меже и в прилегающем к рекам Поречском уезде Смоленской губернии орудовали банды. Известно, что с началом войны с Польшей возле Велижа активизировались группы под предводительством бывшего поручика царской армии Акущенкова по кличке Оберан, под Суражем командовал «зелеными» некий Волков. Непроходимые чащи давали надежное убежище дезертирам и всем антисоветским элементам, среди которых широко работали польские и контрреволюционные агенты. Терроризируя местное население, бандиты срывали сплав заготовленного леса, подсекали вязки плотов и спускали их вниз по течению. Неуправляемая масса древесины угрожала разрушением мостам и береговым сооружениям.

Газеты писали, что в Велижском уезде тормозится заготовка дров из-за частых набегов банд, которые грабят и избивают служащих. В конце марта в Витебске хоронили растерзанных бандитами Смирнова и Воробьёва, которые в Сураже выполняли наряд по заготовке хлеба и других продуктов.

Флотилия приступила к планомерной борьбе с бандитами. Вскоре напряжение спало. Только в опасных местах реки вооруженные суда несли конвойную службу. Для действий в отдаленных от берегов местах десантный отряд был передан в распоряжение Чрезвычайной революционной тройки по борьбе с дезертирством и бандитизмом.

Речной бой

30 апреля 1920-го из штаба армии пришла телеграмма о том, что на линии Полоцк – Улла – Бешенковичи со стороны поляков ожидается активизация действий. Десантный отряд срочно отозвали из Суража. Через несколько дней в Витебск прибыл командующий 15-й армией и сообщил, что наступление Красной армии намечено на 14 мая. С этой даты и на протяжении почти двух месяцев соединение участвовало в боевых действиях против поляков и латышей, которых нервировало присутствие советских войск у их границы.

19 мая флотилия последовала вниз по течению к Дисне. Проходя Дисненские пороги, потерпел аварию «Шестой». Вечером все корабли стали на якорь у покинутого противником города. Для несения службы по охране Дисны были оставлены часть десантников и аварийный «Шестой».

Флотилия оторвалась от сухопутных войск и подошла к Узмёнам, где обнаружились поляки, на противоположном берегу находилась латвийская армия. В это время передовые части 164-й бригады красногвардейцев только заняли линию Дрегучи – Видоки – Рекуны между рекой и озером Белая Ельня за несколько километров выше по течению.

Десантный отряд высадился и начал наступление на Узмёны, но, встреченный пулеметным огнем, залег. Вскоре на наступающих обрушился артиллерийский обстрел из деревни Труды. Для моральной поддержки отряда корабли провели ответный огонь. Когда десантники входили в Узмёны, неожиданно начался обстрел деревни латышским бронепоездом со станции Дрисса. Флотилия перенацелила орудия и начала движение вперед. Тогда противник поставил артиллерийскую завесу по всей ширине реки. Корабли, пройдя через взрывы, продолжали вести огонь по станции. Спустя полчаса бронепоезд замолчал.

В первой половине июня на всем Западном фронте установилось относительное спокойствие. Командованием флотилии усиленно велось обучение полевому бою десантного отряда. В срочном порядке выгружались и вооружались переброшенные с Волги четыре броневых катера.

Возвращение в мирное русло

В конце 1920-го Западно-Двинская флотилия была расформирована. Пароходы вновь сменили свое назначение и вернулись в гражданский флот. Известно, что весной 1919-го, перед Советско-польской войной, капитаном «Двинска» был Иван Крузо, «Велисы» – Александр Руббо, «Торопы» – Михаил Мамонтов, «Борца» – Иван Александрович, «Шестого» – Петр Карась. Вероятно, они и командовали судами во время боевых действий, а затем снова вернулись в мирное русло.

Редакция благодарит за содействие в подготовке материала заместителя директора СШ №8 Валентину Виноградову и председателя областной организации Белорусского союза офицеров Сергея Денисова.

Фото автора и из открытых источников.

 

 

 


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ