На снимке фотографа Сергея Гусакова начала 1980-х зафиксирован старый мост Блохина, строящиеся общежития на правом берегу Двины и судоремонтные мастерские. В это время они уже были присоединены к речному порту «Витебск» и постепенно переводились на новую базу, возведенную на юго-западной окраине города.
На протяжении десятков лет судоремонтные мастерские были не только неотъемлемым элементом городского пейзажа, но и важной экономической составляющей. Со стапелей сходили суда различных типов, способные доставлять пассажиров, лес, песок и даже товары повседневного спроса для населения. Например, еще в 1970-х по Двине ходили плавучие магазины (прообразы нынешних автолавок), обслуживающие жителей прибрежных деревень. С развитием железнодорожного и автомобильного транспорта значение рек в пассажирском и грузовом сообщении постепенно утрачивалось.
Река-кормилица
На протяжении веков реки были основным средством логистики. Причем не только в теплое время года – зимой по льду прокладывались санные пути. В книге краеведа Николая Никифоровского «Странички из недавней старины города Витебска» говорится, что по льду в губернский центр из деревень везли дрова, сено, строительный материал. Свободные от напряженных летних будней сельчане приходили на заработки трепать лен и пеньку. В теплое время года до появления пароходов и железной дороги немало протоптали дорожек вдоль берегов бурлаки, которые тянули из Риги лайбы с селедкой, чаем, кофе, лимонами, апельсинами и другими дарами далеких краев.
Регулярное пароходное судоходство в Витебске началось в конце ХІХ века первым рейсом на Велиж (сейчас Смоленская область). Затем суда стали ходить до Двинска (теперь латвийский Даугавпилс), который также входил в состав Витебской губернии. Про один из пароходов, которому не везло с названиями, сохранилась интересная история.
До революции между Витебском и Велижем курсировал «Двинск», им владел житель Двинска. После того, как город отошел к Латвии, судно осталось в Витебске и было названо в честь своего капитана – «Иосиф Барановский». Когда того сняли с должности за неисполнение плана перевозки пассажиров, пароход стали называть «Стеклов» – по фамилии революционера. Когда Стеклова репрессировали, судно получило имя Ежова, потому что нарком НКВД в качестве солдата местного гарнизона был причастен к революционным событиям в Витебске. После расстрела Николая Ежова пароход назвали более обобщенно – «Большевик», и служил он до 1950-х.
Для народного хозяйства
Верфи в Витебске были созданы в начале 1930-х как «Судоремонт Народного комиссариата водного транспорта». В 1944-м после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков мастерские были восстановлены. Через несколько лет здесь стали не только ремонтировать суда, но и строить баржи, катера, теплоходы.
В ноябре 1956-го на предприятии побывал корреспондент «Советской Белоруссии». Он описал, как с помощью трактора и специальных полозьев спускали со стапелей водометный катер: «Осталось пять метров, три, два… Зашумел мотор. Призывно загудела сирена, словно салютуя торжеству. Начинается первый пробный рейс.
На самом берегу Западной Двины раскинулись корпуса мастерских. Катера по своим размерам не вмещаются в корпуса. Сборка проходит на свежем воздухе рядом с цехами. Еще издали видны фейерверки электросварки. Век клепки отошел в прошлое».
Водометные катера на тот момент были новшеством для советского судостроения. Директор мастерских Главного управления речного флота при Совете Министров БССР П. Василенко рассказал журналисту, что важным преимуществом такого катера является то, что он приспособлен к мелкой воде, невелик по размеру (длина –
16 м, ширина – 3,6 м), напором воды может размывать грунтовые перекаты и плыть по неглубоким рекам. В экипаже четыре человека, судно предназначено для буксирных работ, но может перевозить до 35 пассажиров.
А на стапелях находился первый пассажирский теплоход типа «Нёман», который вскоре должен был выйти на маршруты по Западной Двине. «Он красив внешне, удобен для пассажиров и быстроходен», – сообщала газета.
Белый теплоход
В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне со стапелей Витебских судоремонтных мастерских был спущен на воду теплоход «Минай Шмырёв».
10 мая 1965-го газета «Віцебскі рабочы» сообщала, что торжественная церемония началась с исполнения гимнов СССР и БССР, над белоснежным теплоходом поднят флаг. Состоялся митинг с участием представителей власти, судостроителей и речников. Выступающие говорили о неугасимом подвиге, совершенном в годы войны легендарным партизанским комбригом Минаем Шмырёвым (23.12.1891 – 3.09.1964). Председатель Витебского горисполкома Евгения Маурина перерезала красную ленточку. Под звуки музыки судостроители и гости поднялись на борт, чтобы совершить первое плавание на новом теплоходе. Сотни жителей города с берега реки махали руками, приветствуя «Миная Шмырёва». Раздавались голоса: «Счастливого плавания!»
Теплоход, рассчитанный на 85 пассажиров, был оснащен водометным оборудованием, позволяющим совершать рейсы при самых малых горизонтах воды, на любых участках Двины. В предпраздничные майские дни 1965-го сотни горожан совершили прогулку на новом теплоходе.
Движение за горизонт
Ежегодно со стапелей верфи у моста Блохина сходили новые суда различных типов. Например, к навигации 1978 года речной флот порта «Витебск» пополнился тремя крупнотоннажными баржами грузоподъемностью 600 т каждая.
«Віцебскі рабочы» сообщал в репортаже, что навигация началась на пять дней раньше запланированного. 10 апреля 1978-го первыми из порта вышли три буксира с погрузочными механизмами и направились к месту добычи песка возле деревни Курино Витебского района. Их повели опытные речники, наставники молодежи
И. Дудин, А. Сидоров и Ф. Козлов. Одновременно с Велижа, где находился филиал порта, в первый рейс года вышли экипажи плотоводов (специальных катеров) во главе с капитанами Д. Авдусиным и В. Антонышевым. Они доставили 2 тыс. куб. м леса в плотах для предприятий областного центра.
В 35 км выше Велижа завершена погрузка гравийно-песчаной смеси на 600-тонную баржу. Здесь отличился старший крановщик плавкрана №3 И. Бутрим, который, как и в прежние годы, с первого дня навигации перевыполняет норму выработки. Доставить баржу со строительным материалом в Полоцк получил право экипаж коммунистического труда, возглавляемый капитаном К. Львовым. С большой теплотой говорят в порту о механике этого буксира Г. Шиёнке, ему по итогам прошлого года присвоено звание «Лучший по профессии Главречфлота БССР».
«На 360 км протянулись водные пути, по которым ходят теплоходы речного порта «Витебск». Через несколько дней на Западной Двине откроется навигация и для пассажирских судов. Маршруты будут обслуживать два скоростных теплохода на воздушной подушке типа «Зарница». Один из них дважды в день будет курсировать между Витебском и пристанью Синяково (Шумилинский район), второй соединит Уллу и Полоцк».
Как рассказал начальник речного порта «Витебск» И. Оплачко, «за навигацию-78 планируется доставить до места назначения 1 млн 150 тыс. т грузов и перевезти 50 тыс. пассажиров. Перед коллективом стоит и ряд задач. В связи с тем, что находящиеся поблизости от города в русле реки места залежей песка исчерпаны, назрела необходимость возить материал из более отдаленных участков, что потребует дополнительных расходов. Кроме того, параллельно нужно многое сделать по подготовке территории и акватории для развертывания строительства нового порта с ремонтной базой».
Фото Сергея Ляшука и из открытых источников.