Витебчанин Вячеслав Стаховский много лет путешествует. Правда, вместо проторенных туристических троп целенаправленно посещает самые диковинные, а порой и опасные места планеты. Вячеслав побывал в 27 странах, среди которых Сирия, Ливан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Индия и многие другие. А недавно вернулся из Африки, где участвовал в сафари в Кении и Танзании, перешагнул экватор в Уганде, познакомился с первобытными племенами в Руанде.
В поисках экзотики
– Бывал я и в Турции, и в Египте, – говорит Слава. – Но лежать на пляже, осматривать достопримечательности, о которых знаешь еще со школьных учебников, скучно. Захотелось экзотики. На планете столько интересных стран! Причем, как правило, самые яркие и необычные места далеки от основных туристических направлений.
Теперь каждый год он копит деньги на путешествия, заранее планирует маршруты, читает отзывы в интернете. Живет мечтой. Африканский континент – за тысячи километров от Витебска, добраться туда без пересадок невозможно. Но Слава грезил о нем с детства: как-то знакомый студент-медик из Кении подарил на память пару монет, и мальчишка загорелся.
– Храню эти монеты до сих пор, – рассказывает Вячеслав. – Долго не мог позволить себе столь дальний и недешевый вояж, все откладывал на потом. Но пару месяцев назад наконец-то решился.
Выбор пал на страны Восточной Африки неспроста. Дело в том, что визы трех стран, где побывал Слава, оформляются через интернет. Отметки в паспорт и плата за пропуск вносятся непосредственно в аэропорту по предъявлении специального кода, выдаваемого посольствами по электронной почте. А Уганда в этом году вообще отменила визы для белорусов.
Визы обошлись в 50 долларов каждая плюс 30 у.е. – сбор за въезд в Уганду.
Для поездки также потребовались брони отелей и копии авиабилетов, заказанных по интернету, международный сертификат о прививке от желтой лихорадки (делают в Минске), справка от вирусолога о состоянии здоровья и прививочный лист.
Вещей Вячеслав брал в дорогу немного: пару-тройку шортов и маек, фотокамеру и специально купленный бинокль (впереди ведь сафари!). Не забыл и о средствах от насекомых. Правда, наши препараты оказались нипочем для африканских москитов, которые, к слову, нередко переносят малярию.
– В Найроби я попытался купить в аптеке таблетки от малярии, которые пьют почти все иностранцы, но их не оказалось, – вспоминает Слава. – Потом поехал в дикие места, и аптек там фактически не было. Пришлось рискнуть…
Обаяние эмирата
Дорога в Африку – это семь авиаперелетов. Стартовал Слава из Москвы, затем три дня провел в Дохе – столице Катара – самой богатой страны мира. Любовался небоскребами и Персидским заливом.
– Там очень влажный и жаркий климат, как в бане, – делится путешественник. – Все передвигаются от кондиционера к кондиционеру, а они везде: в лифтах, такси, общественном транспорте, магазинах. На улицах чинно прогуливают арабы-катарцы.
Все женщины в парандже с головы до пят, да и на улицах их почти нет – страна живет по суровым законам шариата. При этом «шейхи» очень скромно одеты, вежливы.
Большинство граждан Катара не работают – этим занимаются гастарбайтеры из Пакистана, Индии и других стран. Для приезжих цены, конечно, очень высокие. Например, стакан воды стоит больше доллара, маленькая бутылка пива – от 11 долларов. Очень дорогой мобильный интернет, причем в стране заблокированы многие популярные у нас социальные сети.
Привет, белый!
Столица Кении Найроби встретила Вячеслава грязными улицами, где, кажется, днем и ночью прямо с земли торгуют всем и вся. Правда, повезло с погодой – температура осенью в Восточной Африке не поднимается выше +30 градусов. У них ведь в это время ранняя весна.
Каждый местный житель считает своим долгом поздороваться, крикнув «Привет, белый»
– Как только вышел из аэропорта, сразу почувствовал себя некомфортно, – говорит Слава. – Каждый местный житель считает своим долгом поздороваться, крикнув «Привет, белый», «Как сам, белый!» и попросить «Дай доллар, белый». Еще хуже, когда африканцы подхватывают твой чемодан, проносят 10 метров и требуют вознаграждения. И такая навязчивость во всех странах, где я побывал. За все требуют чаевые.
В Найроби Слава едва не остался без ночлега: отеля, который он заранее заказывал по интернету, не оказалось. Хорошо, что помогли кенийцы, показав гостиницу рядом.
– В больших городах люди дни напролет проводят на улицах, – замечает Вячеслав. – Общаются, что-то продают. Улицы всегда переполнены! Многие не работают и пытаются таким образом выжить. При этом цены, по сравнению с Беларусью, в 2-3 раза выше.
На следующие сутки витебчанин вместе с группой иностранцев отправился на сафари. День вояжа на джипе по национальным паркам – 100 долларов. Плюс 10 – чаевые водителю. Слава любовался дикими животными и природой неделю.
Машину едва не перевернул слон. Ночевали в кемпингах, огражденных проволокой под напряжением
– Природа, конечно, как с картинки! – рассказывает он. – Крокодилы, слоны, львы, множество других зверей. Правда, даже из джипа порой запрещали выходить, нельзя подходить к водоемам: может напасть крокодил. Однажды нашу машину едва не перевернул слон, потревоженный нами. Ночевали в кемпингах, которые ограждены проволокой под напряжением.
В Восточной Африке популярны картошка, бобовые и рыба
По словам Вячеслава, языкового барьера в Африке он почти не испытывал – многие неплохо знают английский и готовы помочь. Не было проблем и с кухней. Как ни странно, в Восточной Африке популярны… жареная и вареная картошка, местные жители также едят много рыбы и соевых. Реже мясо – оно там не из дешевых.
В городе можно перекусить за 5-10 долларов на человека. В более солидных заведениях, куда в основном заходят иностранцы, цены на порядок выше.
Из сложностей – дороговизна качественной воды для питья, да и душ из-за опасности заразиться малярией можно принимать далеко не везде.
Стандарты и контрасты
В соседнюю с Кенией Танзанию Слава попал на комфортабельном автобусе. Там продолжил сафари, побывал у подножия высочайшей горы-вулкана Африки – Килиманджаро, посмотрел водопады, этнические деревни.
– Страны Африки очень контрастные, – рассказывает Вячеслав. – По дорогам ездят достаточно комфортабельные автобусы, современные машины, летают самолеты. В некоторых деревнях есть Wi-Fi и даже принимают банковские карты, в городах – небоскребы. При этом рядом живут люди практически в первобытных условиях, спят на земле и ютятся в лачугах.
Непривычно много на улицах военных и полицейских, вооруженных автоматами
В относительно благополучной Руанде до сих пор везде висят объявления о розыске преступников, виновных в геноциде племени тутси в 1994 году. Тогда погибло около миллиона человек.
Далее автобус привез Славу в Уганду, где он побывал на крупнейшем озере Африки Виктория и экваторе.
– Там для туристов проводят опыты, – говорит витебчанин. – Стоят две раковины, в которые наливают воду. В южном полушарии она стекает в одну сторону, в северном, в паре метров, – в другую. Правда это или нет, не знаю, но сертификат мне вручили.
Еще путешественника удивили стандарты женской красоты, особенно в африканских деревнях
– В городах женщины в основном одеваются, как и в Европе, мало отличаются от наших, – вспоминает он. – Но вот красота в деревне своеобразная. Женщины увешаны пирсингом, который, кажется, везде. Считается привлекательным отсутствие передних зубов, бритая голова. На любителя, в общем.
Побывал Вячеслав и в райском уголке – на острове Занзибар в Индийском океане, рядом с Танзанией. Белый песок, пальмы, бирюзовая вода, безбрежное голубое небо… Слава только там искупался вволю, не боясь чем-нибудь заразиться или быть съеденным крокодилом. Правда, и там местные норовят обмануть белых. Больше положенного взял за проезд маршрутчик, в три раза дороже хотели взять за бунгало для ночлега (выручила бронь, заказанная заранее).
Назад мой друг летел через Стамбул, где задержался еще на три дня. Все путешествие по приблизительным подсчетам обошлось в 4-5 тысяч долларов. С собой он привез сувенирное копье аборигенов, африканские ритуальные маски и статуэтки, различные мази и кофе.
– Думаю, это путешествие всей моей жизни, – считает Слава. – Мечта осуществилась.
Фото из личного архива Вячеслава Стаховского.