Агрогородок Друя Браславского района находится в пограничной зоне. До Евросоюза рукой подать: на одном берегу Западной Двины еще Беларусь, а на другом — уже Латвия. Близость двух государств вносит свои коррективы в жизнь местного населения: пограничников здесь видят чаще, чем горожане милиционеров, а билеты на витебский поезд покупают только по паспорту.
Вынужденные неудобства ждут и приезжих. Чтобы не иметь проблем с законом, перед поездкой в эти края необходимо в банке оплатить пошлину. Но туристов это не пугает: здесь есть на что посмотреть и чем похвастаться после рыбалки. Отличный клев на этом широком и полноводном участке пути «Изваряг в греки» я оценил во время одной из командировок, когда буквально за час было поймано несколько щук длиной с руку. А в этот раз мы с коллегой прошлись по улицам агрогородка и взглянули на него с высоты птичьего полета.
Прошлое и настоящее
Друя располагается на левом берегу Западной Двины у места впадения в нее реки Друйка. Когда поселение было основано, точно неизвестно: в одних источниках указан 1386 г., в других — начало XV века. За годы существования населенный пункт перевернул множество славных и печальных страниц истории, потому что находился на крупном торговом пути.
С одной стороны, выгодное географическое положение дало толчок к развитию: в XIV-XVIII вв. здесь располагался замок, в XVI в. было создано рукописное Друйское Евангелие, в 1620 г. Друя получила Магдебургское право и официальный герб, на протяжении веков велось строительство уникальных храмов и зданий.
С другой, город не раз становился ареной боевых действий: в 1515 г. был сожжен войсками Московского княжества, воевавшего с ВКЛ, в 1632 г. разрушен царем Михаилом Федоровичем, во время войны с Наполеоном с французами здесь сражался Гродненский гусарский полк, а в Великую Отечественную немцы создали на берегу реки гетто, жители которого впоследствии были расстреляны.
На сегодняшний день Друя — тихий поселок вдали от крупных городов. О великом прошлом напоминают лишь памятники культуры и архитектуры, дошедшие до нашего времени.
— В агрогородке живет около 1 тыс. человек. К сожалению, численность населения постепенно снижается: молодежь неохотно возвращается на малую родину после учебы, — говорит председатель Друевского сельского Совета Лариса Корсак. — Те, кто приезжает назад, трудятся в школе, детском доме, отделении сельхозхимии, в ОАО «Друйский», открывают собственное дело. К примеру, индивидуальные предприниматели держат частные магазины.
Едем по кругу
Первое, что удивило в Друе — наличие кольцевой дороги. Если вы подъезжаете к агрогородку со стороны Миор, на развилке лучше выбрать браславское направление, а не отправляться к железнодорожной станции. Так до центральной площади добираться немного дальше, но зато вы сможете восхититься живописными видами, благо ландшафт позволяет: дорога пролегает по возвышенности. Остановившись метрах в ста от знака «Населенный пункт», с противоположной стороны от виднеющейся вдалеке фермы вы увидите зажатое в нескольких холмах озеро и нависающий над ним лес. Проезжая мост через Друйку, обратите внимание на храмы справа, гордо возвышающиеся над низкоэтажной застройкой, а также на то, что деревья тесными рядами стоят у самого асфальтобетона: рядом начинается Национальный парк «Браславские озера». Но мы поворачиваем в другом направлении от райцентра, чтобы увидеть творения рук человеческих, а не природы.
Первыми на глаза попадаются памятник войны 1812 года и древнее еврейское кладбище. Погост восстановили уже после развала Советского Союза. Он представляет собой огражденную площадку, на которой сотни камней с надписями на иврите. Там нет могил жертв геноцида, расстрелянных фашистами, — в память о погибших жителях гетто установлен отдельный обелиск ближе к центру Друи. Его видно с еще одного моста, который вам надо проехать, чтобы оказаться на главной площади агрогородка. Также рядом с водной переправой находится здание бывшей синагоги, построенной в конце ХІХ в.
Что в центре?
Площадь некогда называлась рыночной, рядом с ней находились ратуша, доминиканский костел, лазарет и пр. К сожалению, время не пощадило памятники архитектуры. Сегодня можно увидеть лишь комплекс одно-, двухэтажных зданий, представляющих застройку второй половины XIX — начала XX вв. Состояние большинства из них оставляет желать лучшего: они пустуют после закрытия магазинов, располагавшихся в их стенах.
Несколько лет назад в центре площади выставили один из самых древних артефактов, который достали из устья реки Друйка: Борисов камень с надписями ХІІ в. Валун расколот на три части.
Далее мы направляемся в глубь частной застройки, свернув с центральной улицы Друи, чтобы взглянуть на Благовещенскую церковь (ХVIII в., возможно, конец XVII в.). Она находится в полуразрушенном состоянии, но прихожане восстанавливают ее своими силами. Уже отреставрирована колокольня, которая была достроена к основному зданию в ХІХ в. Остальное пространство храма пока без крыши. Внутри установили что-то наподобие деревянного дома, видимо, чтобы проводить богослужения.
За храмом туристов ожидает еще одна интересная находка: могила полковника Щитомира-Сухозанета, похороненного в 1830 г. Есть и другие места в Друе, передающие привет из прошлого. К примеру, сохранились руины колокольни от церкви святых Петра и Павла конца XVIII в., перестроенной в XIX в. в часовню. Есть усадебный дом, хозпостройка и парк XIX в. Но главной достопримечательностью агрогородка является Бернардинский (Троицкий) костел, возведенный в середине XVII в. Это монументальное сооружение, частично видоизмененное в XVIII в., хорошо сохранилось и является высотной доминантой Друи.
На высоте
Костел святой Троицы (на фото) — трехнефная базилика с полукруглым пресвитерием и одной ризницей. Четырехъярусная башня увенчана барочным куполом. Стены пресвитерия и боковых нефов усилены контрфорсами.В интерьере храма выделяются позднебарочный трехъярусный главный алтарь и боковые алтари в стиле рококо. К костелу примыкает двухэтажное здание монастыря, который вместе с ним образует замкнутый четырехугольник построек с внутренним двориком. Весь комплекс обнесен оградой с барочными воротами (брамой).
Внешне культовое сооружение выглядит серо, восхищая лишь своими размерами. А вот зайдя в него, понимаешь, ради чего наши предки трудились над созданием кирпичных великанов: солнечный свет, падающий сквозь огромные окна под сводами здания, заставляет блестеть золотом кресты и прочую церковную утварь, а приближаясь к алтарям, особенно главному, ты отчетливо понимаешь, что являешься в необъятном мире всего лишь крохотным человечком, который, забыв об истинном смысле бытия, беспрестанно тужится, пыжится, чтобы казаться большим.
Кстати, один из алтарей в костеле не стали полностью реставрировать, чтобы будущие поколения смогли увидеть, до какого состояния был доведен памятник архитектуры. К примеру, незаживающей раной на одной из стен костела остаются темные пятна, которые проявляются сквозь краску и штукатурку. Все объясняется просто: при советской власти здесь хранили кучу соли.
Досталось храму и во времена Великой Отечественной. Если подняться на хоры и пройти в звонницу, можно увидеть почерневшие от воздействия высоких температур кирпичи — прямое попадание авиабомбы, от которого здание серьезно пострадало. Однако устояло. И до сих пор звон друйских колоколов слышен далеко за пределами агрогородка.
— На этом месте экскурсия для туристов заканчивается, — поясняет звонарь Михаил Макаревич. — Но вам, если хотите, могу показать наши колокола-красавцы, самые большие из которых подарены меценатами после развала СССР.
Правда, Михаил Павлович не уточнил сразу, что они висят практически под самым крестом. Подниматься на высоту 5-7 этажей пришлось по видавшим виды деревянным лестничным пролетам, которые опираются на толстые балки. А чтобы добраться до очередной лестницы, необходимо сделать несколько шагов по досочному настилу, который каждый раз подозрительно поскрипывал.
Я высоты не боюсь, но когда под ногами такая хлипкая опора, как-то не по себе, тем более прекрасно понимаешь: если что, далеко внизу тебя ждет бетонный пол. В общем, после подъема и спуска ноги у меня еще долго тряслись.
Но оно того стоило. Массивные колокола, конечно, тоже прекрасны, но панорама из оконных проемов открывается еще лучше: отсутствие многоэтажек в округе позволяет увидеть окрестности в радиусе нескольких километров. В том числе полюбоваться костелом и церковью, находящимися на латвийской стороне, островом посреди Двины и самой речкой, которая грациозно петляет между зеленью лесов до самого горизонта.
В Друе мы провели всего несколько часов, а впечатлений набрались, как будто неделю путешествовали. Плюс ко всему без визы посмотрели на Евросоюз, а покрутившись с фотоаппаратом у пограничного столба, запечатлели себя на фоне и белорусских пейзажей, и латвийских. Костел Св. Троицы.