Как развивать индустрию гостеприимства? Об этом говорили в Полоцке участники Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму (МЭКС) под председательством заместителя премьер-министра Беларуси Натальи Кочановой.
По словам Натальи Ивановны, из Полоцка пошли наши исторические и духовные корни, это настоящая Мекка для туристов. Уникальные достопримечательности и святые места привлекают большое количество путешественников. Но как использовать имеющийся потенциал в полной мере и получать от туристических услуг больше экономической выгоды? Эти вопросы и были поставлены перед участниками межведомственного совета.
Сначала гости прошли по городу в качестве туристов и ознакомились с наиболее интересными пунктами экскурсионных программ. Прикоснуться к духовным святыням позволило посещение Спасо-Евфросиниевского монастыря. А на территории Верхнего замка были затронуты вопросы дальнейшего развития туристической инфраструктуры. Здания, где раньше располагались корпуса городской больницы, ныне пустуют. Утверждена концепция их использования после реконструкции, некоторые утраченные объекты планируется восстановить. Реализацию планов, как отметил в ходе презентации заместитель председателя райисполкома Петр Петкевич, сдерживает отсутствие средств. Ведется поиск инвесторов, но реально вводится в строй только один объект – гостиничный комплекс.
Есть все возможности для роста
Актуальные проблемы развития туристической отрасли члены МЭКС обсудили за «круглым столом» в конференц-зале Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. С основным докладом выступил заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной.
По итогам первого квартала, отметил он, показатель по экспорту услуг был перевыполнен, но это не повод для самоуспокоения: надо удержать достигнутые результаты и за полугодие. По темпу роста тур-услуг лидирует Министерство спорта – 315%, среди областей на первом месте – Гродненская (122%), у остальных за январь – апрель – менее 100%. У всех регионов, по словам Михаила Портного, есть потенциал для продвижения вперед. Необходимо системно работать в данном направлении: наращивать инфраструктуру, проводить мероприятия, ставить цели и достигать их.
Одна из задач для облисполкомов – определить знаковые туристические места, для которых сформировать комплекс мероприятий по продвижению туруслуг, аккумулировать на эти цели финансовые средства из внебюджетных источников.
Замминистра подверг критике санатории и национальные парки, которые не рекламируют свои услуги на выставках, заострил внимание на трудностях регистрации туристов в отделах по гражданству и миграции, где нет табличек на английском языке и нельзя оплатить пошлину на месте.
Кроме того, на заседании говорилось о перспективах внедрения электронных виз и возможности безвизового въезда в Беларусь тех иностранных граждан, которые посещают отечественные санатории и международные культурные форумы. Будет вестись работа по отмене регистрации туристов из благополучных в миграционном отношении государств, если они находятся на территории нашей страны до 30 суток. Планируется внести ряд изменений в законодательство. Но и руководители на местах, отметил Михаил Портной, должны действовать более инициативно.
Власти Полоцка, как подчеркнул в своем выступлении председатель райисполкома Николай Шевчук, вопросам сохранения историко-культурного наследия и вовлечения его потенциала в туристическую инфраструктуру уделяют первостепенное внимание. Ведь город располагает уникальными памятниками: всего их свыше 150, из которых 126 находятся в списке республиканского значения, а два объекта – Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь – имеют самую высокую категорию ценности и предложены для занесения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Основной акцент в городе делается на культурно-познавательном и событийном туризме. Широкое распространение получили интерактивные формы подачи информации. Весьма плодотворна деятельность по участию в проектах международной технической помощи: по результатам их реализации в Полоцк было инвестировано свыше 6 млрд рублей (до деноминации). Максимальный доход от туризма, отметил Николай Шевчук, был получен в 2014 году, когда в экономику удалось привлечь полмиллиона долларов.
Работать на имидж страны
В целом по республике за 4 месяца 2016-го экспортировано туристических услуг на 38,2 млн долларов, что составляет 2,2% от общего объема экспорта услуг. Эти цифры Наталья Кочанова назвала недостаточными. Вице-премьер напомнила, что экспорт услуг входит в число приоритетных направлений развития на текущую пятилетку.
Принята специальная госпрограмма «Беларусь гостеприимная». За последний год заметны серьезные подвижки, но необходимо лучше использовать имеющийся потенциал. Надо более наступательно рекламировать туристический продукт за рубежом, а также активнее развивать внутренний туризм: чтобы не только иностранцы, но и сами белорусы знали то, чем мы можем гордиться.
Для этой работы, по словам Натальи Ивановны, важно привлекать профессионалов, совершенствовать сервис, улучшать экскурсионное обслуживание, находить изюминки, характерные только для данного места, и подобающим образом их обыгрывать.
Фото из открытых источников.