Громкие уголовные дела, наказание преступников, мнение церкви и опыт психологов в отношении наркоманов, а также реальная история человека, победившего пагубное пристрастие. В Витебском государственном технологическом университете внедрили новую форму профилактической работы — беседы о наркомании со студентами в формате ток-шоу.
Масштабы проблемы
Безапелляционная истина: наркомания – зло, преступление против своей души и организма. А еще это искалеченные судьбы тысяч людей: употребляющих и их близких, уголовная ответственность и тюремные сроки.
Тема не табуированная в обществе, но о ней мы привыкли говорить и рассуждать с позиции «над»: осуждающе смотрим на тех, кто попал в плен дурмана, уверены, что с нами, нашими родными и друзьями такое никогда не случится… Но жизнь, к сожалению, показывает: это не так.
Наркоманами становятся как обеспеченные, образованные и воспитанные, так и дети улиц
Наркоманами становятся как обеспеченные, образованные и воспитанные, так и дети улиц с тяжелой судьбой, из неблагополучных семей. От скуки, вседозволенности и безделья, даже в угоду моде или из-за влияния плохой компании, чувства безысходности и отсутствия сил бороться за нормальную жизнь.
В Витебской области на учете находятся порядка 1200 – 1300 наркопотребителей, непосредственно в Витебске – 600 – 700. В их числе как граждане с диагнозом «наркозависимость», так и те, кто «балуется», то есть эпизодически употребляет запрещенные вещества.
«Реальное число наркоманов всегда отличается от официальной статистики»
– Реальное число наркоманов всегда отличается от официальной статистики. Как правило, цифры больше в пять, а то и 10 раз, – отметил психиатр-нарколог Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Олег Скобелев.
Настороженность вызывают показатели среди несовершеннолетних.
– По данным на 1 октября, на учете у нарколога с зависимостью от психоактивных веществ состоит один подросток, от алкоголя – два. При этом молодых людей, одно- или двукратно употребивших спиртное с негативными последствиями, выявлено более 1350, наркотических средств – 14. За потреблением летучих токсических веществ замечены 35 несовершеннолетних, – сообщила психиатр-нарколог Витебского областного центра психиатрии и наркологии Карина Новикова.
Карина Сергеевна подчеркнула, что в центре всегда готовы оказать помощь и поддержку (в том числе на условиях анонимности) как самим несовершеннолетним, так и родителям, заметившим перемены в своем ребенке.
– Психологи, психотерапевты и наркологи помогут тем, кто действительно желает принять помощь, – подытожила специалист.
Самоубийство, растянутое во времени
Практикующий психолог Елена Тереш лаконично обрисовала последствия употребления наркотиков:
– В двух словах, это разрушение связей. С близкими людьми, друзьями, внешним миром, социумом, мечтой, целью, организмом. Управлять поведением человека, диктовать условия начинает его потребность в допинге. Наркоман, в конце концов, фокусируется на одной цели: где достать дозу.
Специалист также подчеркнула, что в основе наркомании, помимо физиологической зависимости, как правило, лежат внутренние глубинные проблемы психологического, духовного плана. Многим вырваться из плена дурмана позволяет именно вера.
О том, как трактует православие употребление психоактивных веществ, рассказал иерей Игорь Носиков, председатель комиссии по здравоохранению Витебской епархии Белорусской православной церкви, заведующий отделением пограничных состояний Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии.
– Священное Писание определяет винопитие, а также подобные новые явления как грех, причем тяжелый, который не прощается. Употребление психоактивных веществ – это прямой путь к самоубийству, разрушению человека как творения Божьего. Даже однократный прием вызывает тяжкие последствия для физической, психической и духовной сфер. Полностью восполнить эти дефекты невозможно, в лучшем случае удается только нивелировать последствия. С точки зрения православия наркомания – растянутое во времени самоубийство, – резюмировал отец Игорь.
От ответственности не уйти
Начальник отдела управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Витебской области Вячеслав Райтенко в службе наркоконтроля работает более 10 лет.
– В 2009 – 2010 годах впервые пришлось столкнуться с проблемой спайсов и миксов. Можно сказать, что в тот период мы проиграли борьбу. Выросло количество наркопотребителей, число случаев передозировки со смертельным исходом, зависимых чаще ставили на учет к врачу-наркологу. Мы изымали психоактивные вещества с новыми химическими формулами, но по результатам исследований они не попадали в существующие списки запрещенных, – рассказал студентам ВГТУ Вячеслав Сергеевич. – Такая проблема на законодательном уровне возникла не только у нас в стране. Сейчас положение иное. Этому поспособствовал Декрет №6 Президента Республики Беларусь «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Благодаря нормативно-правовому акту этим вопросом занимается все общество.
В комплексе работают на профилактику педагоги и медицинские работники. На государственном уровне вводятся такие понятия, как «базовая структура» и «аналог наркотического вещества», что позволило внести в списки 99% составов запрещенных химических соединений. С 2014 года у нас в стране не существует ни одного так называемого легального наркотика.
Вячеслав Райтенко также отметил, что белорусским опытом по оптимизации и ускорению внесения в списки запрещенных наркотических веществ интересуются зарубежные коллеги.
В некоторых странах на процесс от обнаружения новой разновидности до запрета ее на законодательном уровне уходит несколько месяцев и более, в то время как у нас базы актуализируются в течение нескольких часов. Предупредил Вячеслав Райтенко и об уголовной ответственности за изготовление, переработку, хранение и распространение наркотиков.
– В прошлом году во время мероприятий «Славянского базара» в области была изобличена преступная группа из восьми человек, которая занималась сбытом наркотиков через интернет. Обнаружено несколько тайников, изъято более 3 кг психотропного вещества.
Лидеры преступной группировки (в основном это молодые люди 18 – 23 лет) получили в суде наказание – 14 лет лишения свободы, – привел он пример эффективной работы правоохранительных органов и подчеркнул, что последние три года преобладает именно бесконтактный метод распространения наркотиков. Отслеживает в интернете продавцов запрещенных веществ специальное подразделение – группа аналитической разведки, которая практически в круглосуточном режиме мониторит всемирную сеть.
В жизни нужно попробовать все?
Михаил – реабилитант. С иглы соскочил около 13 лет назад. Теперь он волонтер, рассказывает свою историю, чтобы одних уберечь от опасной черты, а другим помочь вернуться к нормальной жизни.
– В 4-м классе начал курить, в 5-м – выпивать. Потом токсикоманил, принимал амфетамины. Так шаг за шагом я неумолимо двигался к внутривенному употреблению, причем сам этого хотел. Тогда у меня был девиз по жизни: «Надо попробовать все». На 20-летие сделал себе «подарок» – укололся. А потом 4,5 года сидел в системе, – начал свою историю Михаил. – Это были 90-е, плохая компания и простое безделье.
– Наркотик действует стремительно и разрушающе. Причем не только на физическом уровне. Стираются границы дозволенного, ты перестаешь понимать, что можно, а что нельзя. Оказывается, обмануть человека – легко. Навредить, украсть, ограбить – тоже проще простого, особенно если нужны деньги на дозу. У меня была очень неплохая работа с солидной зарплатой, но ее хватало только на неделю-полторы полноценного кайфа, потом приходилось нарушать закон, – признался мужчина.
«В какой-то момент все вышло из-под контроля…»
От него отвернулись все родственники и друзья, нормальное общение стало практически невозможным. Он из маленького городка, где от людей нельзя что-то скрыть. Но первое время ему удавалось всех убедить, что просто устал или выпил. В какой-то момент все вышло из-под контроля.
– Я думал, что это нормально, а сам мог отключиться посреди улицы, упасть, а потом спустя какое-то время подняться и продолжить бродить. Мог идти и разговаривать с кем-то, хотя на самом деле никого рядом не было. Вскоре принимать наркотики начал не для того, чтобы поймать кайф, а чтобы прекратить ломку, не чувствовать боли, прийти в состояние, в котором находятся обычные люди. Я впал в депрессию, влез в огромные долги, осталась только одна мысль: «Как умереть?» – рассказал Михаил.
Остановиться ему помогла вера, он обратился к Богу, церкви. Туда его привела знакомая.
– Полностью очистился я где-то через три недели, но ушла только физическая зависимость, в голове оставались свежи воспоминания, периодически хотелось вернуться к ощущению эйфории. Меня часто просят даже не упоминать о положительных эмоциях от приема наркотиков. Я скажу только, что если бы это не было приятно, то люди не стали бы этим злоупотреблять. Но сразу предупреждаю: за кайф приходится платить очень высокую цену, жертвовать своей жизнью,– отметил волонтер.
Несмотря на то, что Михаил смог справиться с пагубным пристрастием, он прекрасно осознает, что ему просто повезло.
Большинство, вступив однажды на этот опасный путь, уже никогда не возвращаются. Многие из его знакомых наркоманов уже умерли, другие продолжают принимать. С ними он общается, чтобы показать, что жизнь без наркотиков существует, и помочь выбраться.