Еще лет двадцать назад мы вполне обходились без мобильных телефонов. Но сегодня это уже не просто средство связи, а образ жизни. Почти каждый из нас доступен для общения 24 часа в сутки. Однако задумывались ли вы о требованиях этикета мобильной связи? Оказывается, уже появился и такой.
Существует несколько основных правил, которых следует придерживаться воспитанным обладателям мобильников, находясь в общественных местах.
Во-первых, отключаем звук. Не секрет, что и всевозможные веселые рингтоны, и сами разговоры по телефону частенько мешают окружающим. Согласно правилам этикета, а порой и безопасности,
звонок необходимо выключать:
- в библиотеках, театрах, музеях;
- на приеме у врача;
- в местах религиозного поклонения;
- во время совещания, важной встречи;
- в самолете.
Если вы по какой-либо причине не отключили телефон и вам позвонили в неподходящий момент, извинитесь перед окружающими и постарайтесь говорить кратко и по сути. Если во время рабочего совещания вы ждете важный звонок, предупредите коллег об этом заранее. Если же звонок застал вас в транспорте, магазине и т.п., ответьте, извинитесь и скажите, что перезвоните позже.
Не забывайте простую вещь: окружающие не жаждут быть посвященными в вашу личную и деловую жизнь. Если вам необходимо поговорить по телефону в общественном месте, то учтите, что следует, по правилам этикета, отойти от присутствующих на 4-6 м — так вы не нарушите ничье личное пространство. Кроме того, говорить надо вполголоса и спокойно. Не стоит привлекать к себе внимание громкими возгласами и возмущенными криками.
А еще, в соответствии с мобильным этикетом, рекомендуется выключать тональный набор. Написание SMS, сопровождающееся пиканьем, может раздражать окружающих.
Нельзя разговаривать по сотовому телефону, находясь за рулем. Для переговоров в такой ситуации нужно использовать специальную гарнитуру, а лучше вообще отказаться от общения. Беседа в любом случае отвлекает внимание от дороги, что может быть опасным.
Нередко случается, что тот, кому вы звоните, не отвечает. Это не повод для беспокойства: человек может быть просто занят. Так что будьте терпеливы, но не чрезмерно настойчивы: ждать ответа следует не более пяти гудков. Кстати, по правилам этикета, не ответивший абонент должен перезвонить вам в течение 2 часов. Если прошло больше времени, тогда смело звоните снова сами.
Звонки на мобильный не нужно игнорировать. Рекомендуется отвечать даже на незнакомый номер, ведь если человек ошибся, лучше сообщить ему об этом. Иначе он будет набирать ваш номер снова и снова.
Что касается подходящего времени для бесед, то воспитанный человек не должен беспокоить коллег, подчиненных или начальство в нерабочие часы. Исключение — экстренные случаи. Что касается личных звонков, то нежелательно делать их до 9 утра и после 22 вечера. Кстати, всегда учитывайте разницу во времени с другими городами и странами.
Также без острой необходимости не рекомендуется звонить:
- вечером в пятницу;
- в первый и последний час рабочего времени;
- утром в понедельник;
- в обеденный перерыв.
Зато отправлять SMS можно в любое время. Только не забывайте, что это средство неформального общения, оно не подходит для передачи важной и официальной информации.
Есть и еще несколько требований, которые следует учитывать, находясь в офисе. Когда вы выходите из кабинета, лучше не оставляйте телефон на рабочем месте: непрерывно раздающиеся трели звонков мешают сотрудникам.
В присутствии коллег не стоит вести личные разговоры. Если вам крайне необходимо что-то обсудить по телефону, выйдите в коридор.
Нельзя отвечать на звонки чужого мобильного, когда владельца нет рядом. Не следует сообщать номера чужих телефонов третьим лицам, не спросив разрешения у владельцев. В кафе и ресторанах не стоит класть на стол телефон. Но на шумные заведения это правило не распространяется.
И напоследок — несколько правил, касающихся непосредственно разговора. Во время телефонной беседы не стоит:
- хмуриться (считается, что и хмурое лицо, и улыбка «слышны» собеседникам), говорить усталым голосом,
- говорить невнятно;
- резко менять тему разговора, перебивать;
- делать замечания;
- сочетать разговор с другими делами;
- долго молчать, не выражать заинтересованность в разговоре;
- резко вешать трубку.