Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Образование

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу

Письмо в редакцию врача и матери четырех детей Ларисы Ваниной, которое она озаглавила «Кто защитит ребенка?», заставляет задуматься. Навеяно оно недавно озвученной инициативой Министерства образования Беларуси о внесении изменений в Кодекс об образовании, а именно упрощении процедуры приема детей, не достигших шести лет, в первый класс. Сейчас чтобы определить пятилетку в школу, требуется разрешение на уровне Министерства образования. Если изменения будут приняты, родители смогут согласовывать это лишь с учреждениями образования по месту проживания без лишней волокиты. Насколько это целесообразно?

– Интеллектуально ребенок может быть и готов к школе в пять лет. Но готов ли он физически, физиологически, психоэмоционально? – задается вопросом наша читательница. – Ведь за красивым антуражем школы, который дети воспринимают как игру, кроются ранние подъемы, 35-минутные уроки, которые нужно высиживать почти без движения, новый коллектив старших детей, домашние задания, множество новых требований и обязанностей. Как врач утверждаю: пятилетний ребенок будет очень сильно уставать, и это обязательно приведет к проблемам со здоровьем. Зрительный аппарат окончательно не сформирован, позвоночник пятилетнего малыша также получит повышенные нагрузки. Отдать ребенка в школу в 6 лет – это ошибка, а в 5 –сумасшествие. Мое предложение – зачислять пятилеток в школу только с разрешения комиссии в составе нескольких педиатров, психологов, логопедов и педагогов. Затратно? Так пусть сами родители и оплачивают работу таких комиссий. Нередко пятилетний ребенок не может учиться в школе, и родители спустя несколько месяцев возвращают его в детский сад. Пусть возмещают затраты государству.

По действующему законодательству в первый класс могут быть зачислены только те дети, которым уже исполнилось шесть лет либо исполниться до 30 сентября. Если день рождения немного позже, родителям необходимо обращаться за разрешением в Минобразования.
В управлении образования облисполкома сказали, что отдельной статистики возраста первоклассников в школах нет. Но время от времени обращаются родители, желающие отдать детей на обучение раньше шести лет. Главная причина – твердое убеждение в способностях малышей. Но обычно после дополнительных консультаций психологов и педагогов вопрос снимается, и лишь самые настойчивые доходят до Министерства образования. Это право родителей, ведь именно они несут ответственность за собственных детей.

Упрощение процедуры определения пятилетних детей в первый класс в учительской среде не вызывает большого энтузиазма. Заместитель директора по учебной работе витебской гимназии №2 Ирина Красавцева более 20 лет курирует начальные классы.

– Большинство тех, кто просит принять в гимназию пятилетних детей, глубоко убеждены, что дети готовы начать обучение как можно раньше, – рассказывает Ирина Михайловна. – Действительно, раз в два-три года один такой ребенок может оказаться в первом классе. Но с приходом в школу «гениальность» пятилеток очень быстро исчезает, они выравниваются с другими, учатся хорошо, но  и не хватают звезд с неба. Ведь помимо интеллектуальной готовности (читать, считать, общей осведомленности), готовность к школе включает в себя и другие очень важные характеристики: самостоятельность, умение планировать и контролировать свою деятельность, хорошая пространственно-временная ориентировка, крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокая познавательная активность.

По мнению учителя начальных классов гимназии №2 Ольги Ларионовой, которая по субботам занимается с дошкольниками и их родителями в «Школе будущего первоклассника». При желании ребенка можно научить в пять-шесть лет бегло читать, считать, складывать дроби и возводить числа в степень, но это будут механические действия.

– Как при этом подогнать социальное развитие? В пять лет ребенок еще не может спокойно высидеть 35 минут на уроке, ему нужны индивидуальный подход, постоянная игра. А ведь в первом классе сейчас немало детей, которым семь лет с «большим хвостиком». Разница в полтора года для детей такого возраста огромна, – подчеркивает педагог.

– После посещения «Школы будущего первоклассника», мы коллегиально собираемся и даем рекомендации родителям, стоит ли отдавать ребенка в школу, – поясняет педагог-психолог витебской СШ №28 Анна Плиговка. -   Иногда лучше его оставить дома до семи лет, заниматься с ним индивидуально и посещать различные кружки, чем получить проблемного первоклассника. Все индивидуально.
К слову, физиологическую готовность ребенка к школе проверяют многими способами. Например, стоит обратить внимание даже на то, меняются ли у детей молочные зубы, могут ли они дотянуться рукой через голову до мочки противоположного уха (это связано с процессом удлинения рук и ног). Также первоклассник должен уметь удерживать равновесие на одной ноге, кидать и ловить мячик и так далее.

Что касается мнения родителей, то они разделились. Посетив две «Школы будущего первоклассника» в городских школах, узнал, что большинство родителей все не спешат отдавать детей в школу слишком рано. 

– Школа – это серьезная работа и нужно хорошо подготовиться, чтобы быть в этом деле успешным. - сказала мама шестилетнего малыша Светлана.

В то же время другая моя собеседница, Ирина, рассказала, что сама пошла в школу едва ей исполнилось шесть лет. Окончила школу с золотой медалью, два вуза с отличием и сейчас трудится на хорошей работе.

– Моему ребенку в конце сентября исполнится шесть лет, и, думаю, он пойдет в школу, – уверена она. – Просто уже сейчас ему скучно в детском саду, он прекрасно ладит с детьми и взрослыми, многое умеет и знает. Зачем терять целый год? Я на своем опыте убедилась, что ничего страшного в этом нет. В 16 лет я поступила в институт, раньше других начала работать и зарабатывать. Сейчас очень стремительное время, не стоит его упускать. 

Одним словом, у каждого свой выбор. Если инициатива будет принята, то ответственность за своих детей все равно будут нести родители, им решать, с какого возраста ребенок пойдет в школу. И то, что это можно решить на уроне учреждения образования, а не Министерства, избавит от лишних бюрократических процедур. И все же, принимая решение, родителям необходимо прислушиваться к мнению специалистов.

Фото из открытых источников


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ