Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Спорт

Спортивные нормативы и зов свистка. Роль физрука примерила корреспондент "ВВ"

Специфику каких только профессий мне не доводилось прочувствовать на себе, будучи журналистом! Примерять новые роли всегда увлекательно. К тому же кто, как не журналист, донесет до простого обывателя самую соль той или иной специальности? А ведь некоторые из них на первый взгляд кажутся такими незамысловатыми, не требующими никаких усилий, что даже удивляешься: за что там зарплату людям платят? И только поработав денек на этом месте, понимаешь: вдвойне должны доплачивать! Когда в очередной раз встал вопрос, куда податься творческой личности, потребовалась помощь зала. А точнее, коллег. Идею подала первый заместитель главного редактора Елена Сыс: «Ты же у нас спортсменка? Да и диплом педагога запылился уже. Испытай на себе профессию учителя физкультуры…» Сказано – сделано.

Без подготовки – никуда

К сообщению о том, что журналист «ВВ» хочет попробовать себя в роли учителя физкультуры, директор гимназии №1 Наталья Кохова отнеслась с энтузиазмом.

– Нам есть что показать и какие проблемы поднять, – ответила руководитель. – Только учтите: это ведь урок со всеми его требованиями. Поэтому без предварительной подготовки никак.

Как педагог по первому образованию я знаю: для каждого предмета – своя методика. А еще – четкий план. Поэтому с первым пунктом стала встреча с лучшими учителями физической культуры гимназии – Александром Борздовым и Александром Селихановичем.  Стаж первого – 37 лет.   Легкоатлет, неоднократный победитель республиканских соревнований, Александр Васильевич воспитал не одно поколение спортсменов. Многие его ученики – нынешние учителя физкультуры в школах родного города. Александр Валерьевич хоть и не может похвастаться таким багажом знаний и достижений, однако настоящий энтузиаст своего дела, человек, который горит работой.

Вместе мы посмотрели календарно-тематическое планирование, определились с классом и поработали над планом урока. Программу из-за отсутствия должных погодных условий пришлось слегка подкорректировать – вместо лыжной подготовки наметили кроссовую.

К слову, первая учебная четверть проходит с акцентом на легкой атлетике, спортивных играх и тестировании, вторая – гимнастике, в третьей дети осваивают лыжи и готовятся к кроссам,  а четвертую снова замыкают легкая атлетика, игры и тесты. Последние определяют уровень физической подготовки, хотя о строгости в оценке в наше время говорить приходится с натяжкой.

– С каждым годом нормативная планка снижается, – сетует Александр Васильевич. – Дети сейчас совсем не спортивные. Что говорить, если из всех наших гимназистов только 17% – абсолютно здоровы и могут полноценно заниматься, участвовать в соревнованиях.   Остальные 83% учеников – с особенностями в состоянии здоровья. Из года в год эта цифра увеличивается. В 2017-м у нас  было 3 инвалида, в этом – 8 детей с глубокими соматическими отклонениями. В прошлом году сформировали одну специальную медицинскую группу, а нынче  две не вмещают 26 человек. 

Специальная медицинская группа занимается по индивидуальной программе, освобожденные и вовсе сидят на лавках либо помогают учителю во время урока. Что касается подготовительной группы, то это часто болеющие дети. Они не сдают нормативы и не выполняют в полной мере те упражнения, которые делает класс. Да и вообще, по словам педагогов,  к  физкультуре интереса у детей сейчас нет. Единицы с энтузиазмом посещают уроки, и чем старше, тем больше причин забыть форму, отсидеться с телефоном в руках и т.д. 

Признаться, все эти цифры и факты слегка шокировали. Поэтому, придя в зал с планом-конспектом в руках, ожидала увидеть совсем не радужную картину.   

Семеро по лавкам? Вовсе нет!

Однако, вопреки всему, была приятно удивлена. Вместо семерых по лавкам передо мною в линейку, по всей форме, стоял 7 «В». И лавка была абсолютно пустая… Как выяснилось, в этом классе только 1 освобожденный. И тот был занят общественно-полезной творческой работой на благо гимназии.

К новому «учителю физкультуры» подростки отнеслись с интересом. И даже свисток мне не понадобился – и мальчишки, и девчонки с самой первой минуты слушались безоговорочно и выполняли все задания, которые я тщательно для них подобрала накануне.

То ли педагог во мне еще не умер, то ли ребята побаивались  последующей кары строгого Александра Васильевича. Но с первой минуты все у нас пошло как по маслу. Даже задачи урока, которые сейчас ученикам объявлять нужно обязательно, были выслушаны с подобающим вниманием. Детям сначала показывают, как правильно сделать, и объясняют, зачем это нужно. Не просто: «Все на пробежку!», а сперва расскажут, зачем нужен бег. Научат, как правильно рассчитать нагрузку, чтобы не перегружать организм.

Вот и мы начали с проверки частоты ударов сердца в минуту. Пульс у всех был в норме, поэтому приступили к разминке. А поскольку это была подготовка к кроссу, то в нее включили различные виды ходьбы и бега – интервальный, змейкой, с препятствиями, ускорением и т.д.

Подойдя к делу ответственно, с учетом проблем со зрением и позвоночником у современной молодежи, продумала я и упражнения на коррекцию осанки, гимнастику для глаз.

Давай, Настя, качай!

Кто любит физкультуру, а кто нет, показала основная часть урока. Она была нацелена на подготовку к тестированию на поднимание туловища на время и развитие выносливости.

В то время, как мальчиков Александр Васильевич забрал для выполнения упражнений серии «Легион», мы с девочками занимались растяжкой.

После – прыгали всем классом через вращающийся канат. У самых спортивных даже намека не было на усталость. У девочек задавали тон  Настя Шемит и Маша Селиханович. Как выяснилось, Мария и вовсе известная в гимназии биатлонистка, подающая большие надежды. И немудрено: иметь в отцах лучшего учителя физкультуры и не заниматься спортом  было бы странно.  

А вот Ваня Улахович, Дима Филипьев и Паша Авсеев к середине урока уже растеряли весь спортивный пыл. И поднимали туловище с неохотой – больше отдыхали на ковриках.

Ярая противница физкультуры – Настя Гудас.

– Я творческая личность, – утверждает она. – Совсем не спортивный человек. Люблю рисовать, читать. Но никак не пресс качать.

А потому каждое Настино усилие поднять туловище сопровождалось дружным: «Давай, Настя, качай!».   

У шустрой Дианы Сильченко я спросила: «Для чего вообще нужна физкультура?» И знаете, что услышала в ответ?  «Чтобы хорошо работали полушария мозга! Нам и упражнения дают, которые развивают межполушарные соединения, вестибулярный аппарат, координацию движений». Вот это да! Такого поворота я никак не ожидала.

– Да, физкультура теперь нацелена на здоровье, а не на сдачу комплекса ГТО, – говорит Александр Васильевич. – У детей и так огромные учебные нагрузки. Плюс дополнительно факультативы, художественные, музыкальные школы и т.д.    Так что изменились как сами ученики, так и уроки физкультуры.

Дети остаются детьми

Это все, конечно так. Но, как ни крути,  дети остаются детьми. Они любят и побегать, и поиграть, и пошуметь. На мой взгляд, главная задача учителей физической культуры – направить детскую энергию в нужное русло, сделать так, чтобы ребятам было комфортно и интересно на уроках. Тогда и от компьютеров их можно отвлечь. Это подтвердила заключительная часть урока – игровая. Эстафеты с обручами и мячами, игры на внимание всем пришлись по душе.

В конце урока я поинтересовалась у семиклассников: «Каким должен быть урок физкультуры?» Все в один голос заявили: «Интересным!» И я с ними полностью согласна. Иначе неизбежны нелюбовь к спорту и самозабвенное прогуливание. 

И вот свисток, за ним – звонок. Мальчики и девочки – по своим раздевалкам.  А мы – в методкабинет, подводить итог и делать выводы. У меня они напрашиваются сами собой: главное – правильно мотивировать ребенка. И тогда уроки физкультуры станут для него такими же значимыми, как математика или английский язык.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ