Всеслав Чародей был одним из самых гениальных и великих князей и приводил в восхищение в том числе киевское духовенство. Такую точку зрения в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА выразил председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк.
"После того, как Рогнеда не захотела выйти замуж за Владимира, Полоцк был взят штурмом, а династия Рогволода была уничтожена. И Владимиру захотелось возвыситься и стать равным византийскому императору. Позже Рогнеда попыталась убить Владимира, но у нее ничего не получилось. Есть легенда о том, как сын Изяслав вступился за мать. И Рогнеда, как последняя наследница в роду, в полном соответствии с родовым правом, характерным как для скандинавов, так и для славян, получила в наследие Полоцкую землю", - сказал Игорь Марзалюк.
Таким образом, продолжил историк, Полоцкая земля естественным образом выделилась в отдельную династическую линию: "Но полоцкие князья, несмотря на то, что они были старшей династической линией, никогда не забывали о том, что они Рюриковичи, т.е. они были не только Рогволодовичами, но и Рюриковичами".
Вместе с тем, добавил Игорь Марзалюк, полоцкие князья чувствовали свое особое положение. "Почему Всеслав Чародей так воевал? Он считал Новгород своей колонией. И ему хотелось занять всю территорию Восточной Европы. Софийские соборы - Полоцкий, Киевский и Новгородский - это претензия каждой из династических линий доминировать на всем этом громадном пространстве", - подчеркнул он.
По словам историка, полоцкая София - это нереализованный имперский проект на наших землях. "Всеслав был гениальным политиком, который хотел захватить еще и польский север. Это один из самых гениальных и великих князей, который приводил в восхищение и киевское духовенство", - отметил Игорь Марзалюк.