– Садовод в наше время может стать миллионером, если имеет хотя бы гектар плодовых насаждений и правильно за ними ухаживает, – считает владелец личного подсобного хозяйства из деревни Березняки Городокского района Иван Григорьев.
– Я богатый человек, но пока без денег, – полушутя замечает Иван Аркадьевич при встрече. – А если серьезно, то считайте: ежегодно снимаю 50 тонн яблок (с каждого дерева примерно 40 кг). Всю садовую продукцию реализую в Городке и на витебских рынках. Даже если прошу рубль за килограмм, то уже получается приличная сумма.
Считать чужие деньги – дурной тон. Вопрос в том, как они даются? Из четырех заложенных гектаров садовых плантаций Иван Аркадьевич интенсивно использует пока один, на котором произрастает более тысячи плодовых деревьев.
– Ухаживать за десятью яблонями – удовольствие, а за садом, в котором 4 тысячи деревьев, – каторжный труд. Но я счастливый человек, ведь занимаюсь любимым делом почти 20 лет. Сад для меня – сбывшаяся мечта, к которой шел тернистым путем всю жизнь, ей отдавал все силы и знания, – откровенничал садовод.
После окончания Белорусской сельскохозяйственной академии Ивана Григорьева, молодого инженера-механика, распределили в Молдову, где он занимался строительством капельного орошения садов. Уже там планировал заложить собственный сад, но для этого требовались огромные деньги: гектар земли стоил около 5 тыс. долларов. После того, как он досконально изучил земельное, налоговое законодательство и вопросы кредитования в разных странах, пришел к выводу: самые благоприятные условия для работы в Беларуси. Сюда Иван Григорьев и возвратился, обогатившись опытом молдавских садоводов.
– Для занятия благим делом землю дали в аренду бесплатно. На закладку сада в один гектар имел «золотой фонд» в виде дорогого «Порше», который продал. Чтобы удешевить посадки, прививал почки садовых яблонь редких сортов на подвоях, занимавших 25 соток приусадебного участка. Окрепшие саженцы использовал для закладки сада и на продажу. Правда, в первый год молоденькие деревца в саду уничтожили зайцы. Но руки не опустил. Упорно шел к своей цели. Теперь вы можете оценить мои усилия, – поделился Иван Аркадьевич, показывая молодые деревца в саду, раскинувшимся на 3,5 га.
А чтобы мы впечатлились вкусом продукции, которую он выращивает, угостил краснобокими сладкими яблоками сорта Хани Крисп, которые достал из рефрижератора, служащего холодильником. Июнь на дворе, а яблоки крепкие, сочные, сладкие, не зря в переводе с английского называются «Медовый хруст».
– Обидно, что к нам везут яблоки из Польши, Молдовы, Голландии неизвестно какого качества. Хотя почему неизвестно? Ведь сам работал за границей. Сад против вредителей обрабатывают десятки раз. А я свой – два-три за сезон. Есть разница? Причем, самыми безобидными средствами, например, медным купоросом. Яблоки сортов «лигол» (польский), «спартан» (канадский), «слава победителю» (украинский), «антей» (белорусский) и другие отличаются отменным вкусом, товарным видом, хорошо хранятся. Может, поэтому столичные торговые сети готовы скупить зреющую садовую продукцию, как говорят, на корню, за 1,5 рубля за кг. Мои яблоки проходят сертификацию в Городокской районной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений.
– Какая пора года самая любимая? – интересуемся у садовода.
– С точки зрения красоты – весенняя, когда огромные площади в белом цвету, пчелы жужжат так, что пение соловьев перебивают. Красив сад и в пору созревания плодов, свисающих гроздьями с веток, – поделился Иван Аркадьевич.
– Неужели одному человеку под силу ухаживать за садом в 4 гектара?
– У меня помощники – жена, Светлана Андреевна, сын с семьей, которые вплотную хотят заняться садоводством, и это меня радует, – заметил Иван Григорьев. – Есть техника по уходу, чтобы полить, подкормить, обрезать ветви. В конце концов, четверолапая подруга Ника, не отстающая от меня ни на шаг. Работа не тяготит, поскольку я живу садом.
Как знать, может, Городокщина станет яблочным краем благодаря Ивану Григорьеву, готовый делиться и опытом, и саженцами с начинающими, как в свое время прославил Шарковщину известный садовод Иван Сикора.
Фото Антона Степанищева.