– Техническое творчество стало малопривлекательным. Если в советские годы на одном только витебском телезаводе насчитывалось примерно 2,5 тыс. активных, деятельных рационализаторов и столько же на заводе «Монолит», то сегодня в наших первичках всего около 4,6 тыс. членов. И не потому, что нет талантливых инженеров и рабочих. Причина в том, что, по сути, не востребован нынче этот собственный интеллектуальный продукт, – говорит председатель Витебской областной организации ОО «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов» Геннадий Шидловский (на фото). Почему техническая мысль на большинстве предприятий области спит, неужели проще купить готовое решение и использовать его строго по технологии? Попробуем разобраться.
– В 2013 году в рационализаторской деятельности участвовало 1480 авторов. Они подали 1432 предложения, экономический эффект от внедрения которых составил более 12 млрд рублей, – приводит Геннадий Федорович данные статистической отчетности. – Львиная доля заслуг принадлежит РУП «Витебскэнерго», где за прошлый год сэкономили около 392 т условного топлива и 683 тыс. кВт.час электроэнергии (в денежном выражении это примерно 5,5 млрд рублей) за счет внедрения 569 рационализаторских предложений от 655 авторов. К слову, это одно из немногих предприятий области, где не забыли о техническом творчестве и развивают его. Там проведено 13 семинаров по теме. Рационализаторские находки имеют 424 инженерно-технических работника и 227 рабочих. Приобщаются к этой деятельности также молодежь (132 рационализатора моложе 33 лет) и женщины (31 человек). Если говорить о персоналиях, то лучшим по итогам прошлого года признано рацпредложение группы авторов Лукомльской ГРЭС (начальник цеха Владимир Бурак, его заместитель Кирилл Мацарский и начальник смены Виктор Волохов), позволившее за счет сокращения времени на растопку котла снизить удельный расход топлива при пуске блока из холодного со стояния. Экономический эффект от внедрения – 610 млн рублей. Кстати, Кирилл Мацарский разрабатывал не только эту идею. В его «послужном списке» – четыре рацпредложения, суммарный экономический эффект которых превысил 700 млн. рублей.
– Какие еще предприятия вы могли бы привести в пример?
– Витебский завод электроизмерительных приборов, где трудится один из перспективных молодых рационализаторов Павел Пашкевич – автор двух рац-
предложений и обладатель двух патентов на полезную модель.
Эффективно работают над рационализацией производственных и технологических процессов в Витебском отделении Белорусской железной дороги, на «Полоцк-Стекловолокно» и «Полимире», Витебскводоканале.
– Что мешает так работать другим?
– В первую очередь я назвал бы отсутствие материального стимулирования. Выплата поощрений за рацпредложения, а это главный двигатель массовой технической инициативы, – прерогатива руководителей предприятий, и там, где эта статья расходов не используется, на одном энтузиазме и моральном удовлетворении далеко не уедешь.
В советские годы рационализаторы поощрялись и БОИРом, но сейчас как общественная некоммерческая организация мы такой финансовой возможности не имеем. Трудимся на общественных началах и не можем заработать деньги даже на свои нужды.
Сказывается и недооценка многими министерствами важности развития рационализаторства в подведомственных организациях и на предприятиях.
– Как, на ваш взгляд, можно было бы исправить ситуацию?
– Оживить творческую инженерную мысль, я думаю, помогло бы небольшое изменение условий ежегодного конкурса среди предприятий. Достаточно добавить в критерии выбора лучших пункт «рационализация и техническое творчество», как это было раньше.
И, конечно, нужно решить системные вопросы. Без поддержки сверху мы так и будем топтаться на месте.
Фото Татьяны Горновой