Заместитель председателя облисполкома Анжелика Никитина: «Профессиональный праздник 8 июня отмечают работники сферы легкой промышленности. Данная отрасль в Витебской области объединяет свыше 200 предприятий,на которых трудится около 15 тыс. человек. Текстиль, обувь, одежда, ковровые изделия и не только – товары, которые получили народное признание и давно стали национальным брендом. В том числе по ним Беларусь хорошо знают за рубежом. Зарекомендовала себя за пределами страны продукция предприятий витебской земли. На ее долю приходится 20 % республиканского объема изделий отрасли. Сегодня в северном регионе успешно работают предприятия почти с вековой историей. Они сохранили свои компетенции и профессиональные кадры».
География экспорта
Отрасль легкой промышленности – экпортно ориентированная. На привлекательность товаров, которые сошли с конвейера в Витебской области, указывает неиссякаемый интерес зарубежных партнеров. Наши производители наладили экономические мосты с покупателями с разных континентов. Спрос заметен на ковры, текстиль, обувь и другое. Продукцию северного региона хорошо знают далеко за пределами синеокой. Традиционные рынки – Россия, государства СНГ и Азии (Турция, ОАЭ и Бахрейн), продолжаются поставки в страны Евросоюза.
Новые для себя рынки освоили «Витебские ковры» – Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Оршанский льнокомбинат – Кувейт и Пакистан, «Марко» прорабатывает в качестве потенциальных рынков сбыта страны Ближнего Востока.
«Витебские ковры» работают над тем, чтобы добавить страны Африки, Корею и Китай в свою экспортную карту.
Оршанский льнокомбинат ведет поиск новых партнеров в странах Ближнего Востока и Африки. Как отметили в комитете экономики Витебского облисполкома, экспортный потенциал в указанные регионы достаточно велик благодаря емкости рынков этих стран и постепенному их приобщению к культуре льна. В целом 80 % продукции льнокомбината идет на экспорт. Крупнейший в СНГ производитель льняных тканей и изделий изо льна в прошлом году отгружал товары в 34 страны. Возобновились ранее утраченные связи с партнерами из Грузии, Таджикистана, Румынии.
Четкий курс на импортозамещение
От спортивной экипировки до деловых костюмов, от кухонных полотенец до постельного белья, от производства нитей до тканых ковров, от обувных колодок до готовой пары. Номенклатура изделий обширна. Многие из них выпускают на предприятиях с почти вековой историей и славными традициями: ОАО «Витебские ковры», РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ЗАО «Оршанская промышленно-торговая фирма «Свитанак», ОАО «Знамя индустриализации».
Организации легпрома северного региона делают ставку на импортозамещение. Успешно развиваются в своей нише «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», ООО «Белль Бимбо Плюс», СООО «Викоп-фагус», ООО «ЛанатэксБел» и другие.
Гонка за лидерство
Чтобы выпускать качественные и узнаваемые товары, необходим целый ряд условий. Например, производитель должен быть в курсе новых тенденций развития сферы и внедрять современные подходы и технологии.
Предприятия легкой промышленности Витебской области продолжают обновляться, проводя техническое перевооружение и модернизацию. В реализации у «Витебских ковров» – проекты по организации выпуска грунтовой ткани, цифровизации производственных и бизнес-процессов. Ранее здесь приобрели линию заключительной отделки ковриков малых размеров.
СООО «Белвест» активно внедряет в производство обуви инновационные технологии с применением роботизированных программно-аппаратных комплексов. Речь об операциях дефектовки кожтовара, раскроя, шершевания, намазки, наклейки и др.
Модернизацию с расширением производства провел и Оршанский льнокомбинат. Техническое переоснащение здесь продолжается – запланирована модернизация фабрики №1 с организацией углубленной переработки короткого льноволокна и производства кольцевой пряжи. К слову, продукция предприятия – льняные комплекты постельного белья торговой марки «Поле кветак» – отмечена Государственным знаком качества.
Номинации и победы
Производители Витебщины пополняют копилку достижений победами в отечественных и международных конкурсах. Лучшими товарами страны за 2024 год в номинации «Промышленные товары для населения» признаны одеяла ООО «ЛанатэксБел», умягченный плед Оршанского льнокомбината, выпускаемая «Марко» женская обувь. Холдинг также был отмечен в номинации «За успехи в импортозамещении».
Специальной премии конкурса «Продукт года – 2024» удостоены «Витебские ковры». Предприятие получило награду в номинации «Тканые ковровые покрытия и изделия» за ковры жаккардовые двухполотные коллекции «Вижн». Продуктом года в номинации «Текстиль домашний» назван плед «Луговые цветы – 2» от Оршанского льнокомбината. Изготовленный здесь же умягченный плед, а также два вида наименований «Витебских ковров» стали лучшими товарами Беларуси на рынке России по итогам прошлого года (номинация «Промышленные товары для населения»).
Легкая промышленность северного региона имеет давнюю историю. Предприятиям довелось пережить и взлеты, и падения, но достойно решать проблемные моменты помогали опыт работы и смелые подходы. Сегодня легпром Витебской области наращивает обороты. Увеличивается производственная линейка, улучшается качество выпускаемых изделий. Среди главных товарных характеристик – комфорт, стиль, практичность и долговечность. Рабочие места занимают перспективные молодые специалисты. Появляются новые партнеры. Все вместе позволяет придвинским производителям укреплять свои позиции и выдерживать конкуренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, отметила заместитель председателя облисполкома Анжелика Никитина.
Перед предприятиями легкой промышленности северного региона стоят важнейшие задачи. Наши производители усиливают работу по продвижению на рынок высокоэффективных и инвестиционно привлекательных проектов. Им предстоит увеличить объемы выпуска конкурентоспособных товаров и расширить ассортимент продукции в соответствии с потребностями покупателей. Работает отрасль динамично. Определены точки роста и направления развития, среди которых – освоение новых рынков сбыта. Ну а залогом конкурентоспособности и экономического роста предприятий, как всегда, остается качество.
Спрос и продвижение
Вся производимая продукция холдингом «Марко» – импортозамещающая, более 30 % от общего объема идет на экспорт. В Беларуси и за рубежом хорошо знают и ценят созданные здесь обувь, сумки, кожгалантерею, меха и швейные изделия. География поставок благодаря хорошо выстроенным ранее коммуникациям сохранилась, несмотря на внешние вызовы и искусственно созданные барьеры. Предприятие поддерживает и развивает контакты с европейскими, восточноазиатскими компаниями. Основными рынками сбыта является белорусский и российский.
– На экспортных рынках традиционно ценится белорусская продукция, потребители из России, Казахстана любят наш товар и дорожат им за качество, современный дизайн и приемлемую стоимость, – подчеркнул первый заместитель генерального директора холдинга «Марко» Сергей Мелех. – Мир очень быстро меняется вследствие технического прогресса. Мы видим, что на смену прежним приходят новые методы торговли – онлайн-торговля, которая упрощает выбор товара для потребителя и делает процесс покупки более быстрым и комфортным. Свою продукцию предлагает широкий круг торговых объектов, заказы доставляются в определенную точку.
По словам руководителя, это сказывается и на спросе, и на продвижении. Холдинг видит в онлайн-торговле перспективы. Здесь развивают интернет-торговлю, сотрудничают с ведущими маркетплейсами и применяют современные методы онлайн-бронирования. Расширяет холдинг и предложение обуви в крупнейших маркетплейсах на территории СНГ. Покупателю доступна модная, качественная обувь, кожгалантерея, одежда с использованием натурального меха норки, овчины и натуральной кожи. Для разработки коллекций художники-модельеры путешествуют по всему миру, изучая современные инновационные материалы.
– Качество – основной аспект, которому уделяется большое внимание на всех предприятиях холдинга. Мы видим, что сегодня в мире нарастает конкуренция, это касается всех отраслей и групп товаров. Поэтому сохранить лояльность покупателей можно только за счет предложения качественной и современной продукции, – пояснил Сергей Мелех и дополнил, что промышленные предприятия холдинга прорабатывают возможности использования искусственного интеллекта и начинают привлекать ИИ для продвижения своего товара.
Льняное дыхание
Годом ранее РУПТП «Оршанский льнокомбинат» получило контрольный пакет акций одного из старейших швейных предприятий страны — ОАО «Знамя индустриализации». Витебская фабрика переориентировалась и стала отшивать одежду изо льна. Здесь разработали три коллекции. Изделия поступили в концепт-сторы «Да дому» и специализированные магазины комбината.
С приходом Оршанского льнокомбината витебское предприятие получило второе дыхание, поделилась директор «Знамя индустриализации» Екатерина Молчан. Сегодня здесь трудится более 300 работников. Производство загружено полностью. Ручной труд частично автоматизировали, восполнив на тот момент дефицит кадров. В прошлом году комбинат приобрел для фабрики новый раскройный комплекс, который заменил работу десяти человек. Отрадно отметить, что запас новых идей здесь не иссякает.
– Хотим донести людям, что лен – это не только для лета, но и прекрасная ткань для зимы, потому как он держит тепло. Даже его мятость – показатель экологичности, чистоты, современности. Ведь сегодня экологичность – это очень модно, – отметила Екатерина Молчан.
Пока фабрика шьет одежду для мужчин и женщин (всего около 100 наименований), в перспективе занять нишу детской. Запрос на продукцию определенно будет, ведь многие родители уже интересовались, планирует ли «ЗИ» линейку для школьников. В перспективе на предприятии может появиться коллекция и для малышей.
Евгения НИКОЛАЕВА, Витебск. Фото Дениса ВАСИЛЬЦА и из архива редакции