Как на Витебщине развита сеть фермерских магазинов? Есть ли такой запрос со стороны крестьянских фермерских хозяйств? Корреспондент «ВВ» искала ответы на эти вопросы.
Приятно удивляет «Василек»
Даже в крупных торговых сетях больших городов не всегда увидишь в продаже такое многообразие деликатесов, которые есть в наличии в фермерском магазине «Василек» в Бегомле Докшицкого района. Рядом со свининой и птицей – говядина, баранина, конина, оленина, индейка, гусь, кролик, мясо диких животных. Это перечень представленного сырья, из которого на соседних прилавках – полуфабрикаты и готовые изделия: колбасы, грудинка, потроха, полендвица, ребрышки сырые и копченые, сальтисон и другое. Словом, всё то, что когда-то делали сельские хозяюшки, когда освежевали поросенка.
Безусловно, такое разнообразие мясных деликатесов, да еще по ценам чуть ниже, чем в других торговых точках, привлекает покупателей. В «Василек» заглядывают не только жители Бегомля, но и минчане, благо бойкая трасса проходит через горпоселок.
Жительница Докшиц Валентина не преминула отметить, что она здесь постоянная покупательница. Специально приезжает сюда отовариться мясными деликатесами как для семьи, так и для домашних животных, для которых владельцы частного магазина тоже постарались.
Торговая точка «Василек» хоть и находится на территории области, но ее собственник – фермер из деревни Наквасы Дзержинского района Минской области. Фирменных изделий с аналогичным названием в магазине предостаточно.
КФХ «Василек», помимо крупного рогатого скота, имеет стадо оленей, занимается крупяным производством, изготавливая крупу и муку из ячменя, пшеницы, проса, гороха. Есть и цех по производству специализированных добавок для животных, свой питомник декоративных и лесных растений, в том числе самые большие на постсоветском пространстве площади хрена.
Непосильные преграды
А есть ли на Витебщине фирменные торговые объекты, принадлежащие фермерам?
– Отдельный учет таких магазинов мы не ведем, – подчеркнула начальник главного управления торговли и услуг облисполкома, член Совета Республики Ирина Левкович.– Фермерская продукция в крупных сетях представлена фрагментарно. Торговля только рада сотрудничеству с КФХ, поскольку они, как правило, представляют экопродукцию. Предпринято немало попыток, чтобы организовать фирменную фермерскую торговлю, но дальше разговоров дело не пошло в силу объективных и субъективных причин. В частности, из-за документов. Козье молоко, сыры, мед и другое реализуются в основном на рынках, где требуется только справка из сельсовета о наличии подсобного хозяйства, и через соцсети. В такой ситуации физлицо не несет никакой ответственности за качество проданного товара. Что касается торговых объектов, то в них на такую продукцию потребуются документы, подтверждающие качество и безопасность.
В нашей области мало фермерских хозяйств, которые занимаются животноводством и птицеводством. В основном – растениеводством. Ставка делается на быструю окупаемость. А вот КФХ, которые взялись бы за переработку продукции животноводства и растениеводства, вообще можно по пальцам пересчитать. Есть отдельные цеха, небольшие производства, где чуть ли не самотужным путем изготавливаются колбасные изделия, полендвицы, сыры из коровьего и козьего молока. Где всё это можно приобрести? Пройдитесь по крупным торговым объектам Витебска. Увидите небольшие витрины, на которых представлена фермерская продукция не только из нашей области, а также из других регионов. И поскольку она позиционируется как экологически чистая, на которую имеются документы, свидетельствующие о ее качестве и безопасности, то и цены соответствующие на отдельные виды изделий и выше, чем на такие же, произведенные сельхозпредприятиями.
Что думают по поводу фирменной торговли сами фермеры? Об этом они предпочитают молчать. Дела у них идут по принципу: ни шатко ни валко. Особенно у тех, кто занимается животноводством.
На правах анонимности один фермер из Витебского района, который содержит около ста голов КРС, бычков и телят, признался:
– Чтобы продать мясо, нужно доставить животное на убой на мясокомбинат (на подворье делать это не разрешается) и заплатить за эту услугу. Там же говядину принимают по цене, которая нас никак не устраивает, только вводит в убытки. Вот и приходится искать различные пути для реализации говядины. Какие? Об этом я умолчу.
Родственники умудряются изготавливать из молока сметану, сыры, масло и другие изделия и продавать на городских рынках как частники, имеющие личное подсобное хозяйство. Чтобы реализовывать «молочку» через магазин, нужно получить уйму документов.
Открыть собственный фермерский магазин – из области фантастики. Это по силам только очень крепким хозяйствам. А мы перебиваемся так, как есть.
По этой причине, возможно, фермеры не сдают свою мясную продукцию и кооператорам, хотя мясо у населения закупают в живом и убойном весе (бесплатно оказывают эту услугу).
Фермерская продукция всегда ассоциируется с экологической и качественной. Поэтому владельцы КФХ хотят другого к себе отношения и других расценок на продукцию. Сдавать свинину, например, по цене 6 руб. 40 коп. за кг, выращенную на хлебе и комбикорме, никто не захочет. Найдутся родственники, знакомые и перекупщики, готовые приобрести мясо по той цене, которая устроит фермера. Отсюда в наших магазинах так мало фермерской продукции. И практически нет фирменных магазинов, в которых бы так же, как в «Васильке», было представлено многообразие мясных деликатесов.
Фото Елены БАШУН