В Витебске прошло заседание Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Его глава Петр Прокопович оценил вклад частного сектора придвинского края в экономику региона. Встречи совета, в состав которого входят ведущие бизнесмены страны и представители бизнес-сообществ, организовываются ежеквартально. Основная их цель – обсудить ситуацию в частном секторе, выявить проблемы и предложить пути их решения, то есть, по сути, выработать рекомендации по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности. Тем для разговора может быть много. Одна из них, которой и было посвящено заседание в Витебске, – внедрение современных форм управления производством, что является залогом эффективной работы предприятия, и особенности функционирования холдингов и промышленных кластеров.
Обсуждение началось на предприятии одного из членов совета – генерального директора ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» Николая Мартынова, где гости ознакомились с организацией производства и сбыта обуви и кожгалантерейной продукции. На сегодняшний день в «Марко» трудятся около 5 тысяч человек. В данный момент здесь производят обувь предстоящих сезонов, то есть пока ей рано отправляться в магазины, она хранится на складах. Собственно говоря, именно такие – технологические – запасы составляют порядка 50% складских запасов Витебщины. К концу года Николай Васильевич рассчитывает запустить в эксплуатацию логистический центр, который возводится сейчас под Витебском. Это позволит значительно упростить процесс поставок товара на внешний рынок. Плюс дополнительные складские помещения, которых на территории предприятия сегодня не хватает, и предоставление их же другим производителям обуви. Витебск близок к основному рынку сбыта – России, а значит, логистически выгоден.
Петра Прокоповича интересовало, какова доля присутствия «Марко» на отечественном рынке, как обстоят дела с экспортом и каков ценовой сегмент предлагаемой потребителю обуви. К слову, сегодня холдинг занимает 30% всего обувного рынка страны и прогнозируется рост. Так, фирменная торговля за последнее время почти вдвое увеличила продажи, в том числе за счет проведения различных акций. А вот экспорт в текущем году, как и ожидалось, снизился из-за падения курса российского рубля к доллару. Но, по мнению Николая Мартынова, перспективы есть, ведь если на внутреннем рынке торговая надбавка на обувь в среднем составляет 30-35%, то на российском – 70-100%.
В целом «Марко» – пример рентабельного производства, что сейчас, в принципе, и наблюдается в частном секторе в отличие от государственного. Вместе с тем и у таких ценных для экономики региона налогоплательщиков есть проблемы. Так, в 2016-2017 годах холдинг должен пополниться мощностями мехового комбината, предварительно проведя его реконструкцию и модернизацию, что позволит увеличить объемы производства до 5 млн пар в год и заняться переработкой пушнины, меха, что в свою очередь стимулирует развитие овцеводства и разведения кроликов. Однако возникла проблема с кредитованием проекта, и решается она уже год. Петр Петрович пообещал, что совет возьмет этот вопрос под свой контроль, и заверил, что вместе удастся найти компромисс.
Помимо «Марко», члены совета ознакомились с организацией производства и сбыта автогидроподъемников на частном предприятии «Витстройтехмаш», а также оборудования для очистки воды на УП «Полимерконструкция». А в ходе пленарного заседания о роли и месте частного бизнеса в экономике Витебской области рассказал заместитель председателя облисполкома Олег Мацкевич. Также бизнесмены с учетом увиденного обсудили внедрение современных форм организации производства как один из факторов повышения конкурентоспособности бизнеса.
– Мы должны быть конкурентоспособны на зарубежном рынке по всем направлениям, в том числе и в управлении производством. Поэтому сегодня большинство крупных частных предприятий работает над этим вопросом, – отметил Петр Петрович. – Но нельзя забывать и о белорусском рынке. Наша задача – независимо от внешних факторов обеспечить экономический рост и улучшение благосостояния людей. На внешние факторы мы повлиять не в состоянии, но мы можем достичь хороших результатов за счет повышения внутренних спроса и предложения, доли белорусских товаров на отечественном рынке.
Кроме того, в ходе заседания обсудили проект программы социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы. По мнению представителей бизнеса, документ требует доработки. Члены совета намерены внести в Министерство экономики свои замечания и предложения, направленные на повышение эффективности работы экономического сектора.
Фото Ольги Масловской