С таким заявлением обратился губернатор Смоленской области Алексей Островский во время проведения в Минске первого форума регионов Беларуси и России. По его словам, в ряде приграничных районов имеется свободная земля, на обработку которой не хватает внутренних мощностей.
Президент Беларуси Александр Лукашенко тут же поручил губернаторам Витебской и Могилевской областей выехать на место: «Вы их запросто можете обработать, и эффект от этого будет. Но конкретные земли. Изучите и внесите предложения в этом плане».
К слову, после развала Советского Союза большинство российских земель оказались в частных руках. Некоторые владельцы драгоценных соток и даже гектаров, откровенно говоря, наплевательски отнеслись к доставшимся практически за бесценок землям. В результате – почва, которая могла бы приносить существенную прибыль, заросла сорняками и кустарниками. Сегодня земля у наших соседей фактически делится на три части. Во-первых, находящиеся в собственности конкретного района. Как правило, это территории, на которых размещаются жилые дома, социальные учреждения и прочие административные строения. Во-вторых, земли областного подчинения. Это чаще всего поля, которые практически не вводятся в севооборот. В-третьих, частные территории, на которых располагаются сельскохозяйственные предприятия, по типу наших, фермерских.
Игорь Народовский, учредитель ООО «Кварта-Агро», в сельское хозяйство Руднянщины пришел порядка 5 лет назад. Ему достались три развалившихся фермы и 7,5 тыс. гектаров земли, находящейся в запущенном состоянии. За несколько лет, в том числе и благодаря поддержке государства, бизнесмену удалось ввести в севооборот около 4 тыс. га. Постепенно осваиваются и остальные земли. Также получилось восстановить два коровника с молокопроводом и воссоздать стадо на 450 голов. Молоко сдают высшим сортом, а об «экстра» пока даже и не мечтают, как и о роботизированных фермах.
— С распадом Союза наступил тяжелый период для сельского хозяйства Российской Федерации, — рассказывает Игорь Народовский. — У нас все развалилось, государство фактически отвернулось от аграрного сектора. В Беларуси же в это время продолжали помогать труженикам села. Поэтому у вас сохранилась материально-техническая база, люди, технологии. Во многом благодаря тому, что Президент контролирует этот процесс лично. Выкарабкаться из сложившейся ситуации мы, конечно, постараемся. Но здесь необходима поддержка государства или белорусских партнеров.
В частности, Игорь Ростиславович рассчитывает, что его земли, многие из которых по 20 лет простаивали, смогут помочь обработать белорусские аграрии. Разом решить проблему самостоятельно не получается, ведь на эти цели необходимо немалое количество средств, а также наличие квалифицированных кадров итехники, чего в хозяйстве не хватает. На каких условиях можно решить больной вопрос, руководитель частного сельхозпредприятия сказать не берется – все зависит от представителей власти, которые должны прийти к какому-то общему знаменателю.
Но если частные хозяйства заинтересованы больше в сотрудничестве с белорусской стороной по вопросам ввода в севооборот заброшенных земель, то власти приграничных районов Смоленской области готовы предоставить белорусам практически готовые к севу поля. Проще говоря, бери и делай без особых финансовых вливаний. Это так называемые территории, находящиеся в областном подчинении, которые в основном засеяны травами. А между тем, как отмечают специалисты, эти земли способны дать около 50 центнеров зерновых с гектара.
— Мы просто не имеем права запустить земли, потому что многие из них находятся вдоль федеральной трассы. Это лицо, визитная карточка нашего района, — отмечает заместитель главы администрации Руднянского района Смоленской области Эдуард Федоров. — Нашим губернатором поставлена задача о совместной деятельности в отношении земель сельхозназначения, которые мы, к сожалению, обработать самостоятельно не в силах.
Стоит отметить, земли областного подчинения, которые нам предлагают, находятся всего в десятке километров от белорусско-российской границы. Недалеко, да и контурность полей вполне приемлемая.
Остается создать группу специалистов, которым необходимо договориться, как и на каких основаниях выстраивать совместное сотрудничество.
Фото Антона Степанищева