Какие этапы проходит пряжа, прежде чем превратится в ажурный джемпер или оригинальное платье, корреспонденту «ВВ» рассказали и показали в компании «Любава».
Одежда новополоцкого производителя давно завоевала симпатии нашей семьи и прочно заняла место в моем гардеробе. При любом удобном случае стараюсь за-глянуть в фирменный магазин «LUBAWA», чтобы если не купить что-то новенькое, то хотя бы рассмотреть интересные принты или примерить модели из последней коллекции. Так уж мы, женщины, устроены, что возможность увидеть себя в эффектном наряде способна поднять нам настроение и подарить массу приятных минут. Конечно, стоя у зеркала, я не раз задавалась вопросом: а как появляется такая красота? Как рождается идея той или иной трикотажной вещи? Художник должен подстраивать свое вдохновение под имеющиеся ткани и пряжу, или же предприятие закупает их, исходя из созданных эскизов одежды? Чтобы выяснить это, я отправилась в производственные цеха фирмы «Любава».
— Бывает по-разному, — призналась мне художник предприятия Людмила Корнасевич. — Иногда сначала закупается пряжа, а после я думаю, что из нее можно изготовить. А случается, представляю какую-то модель, а потом подбираю к ней пряжу, переплетение, отделку.
Как пояснила Людмила Федоровна, в создании наряда важна не только роль художника. Эскиз конкретного изделия, например, строит модельер-конструктор Оксана Гаранина. Многое зависит и от программистов, ведь сегодня значительную часть работы выполняет умная современная техника, перед которой необходимо правильно поставить задачу. То есть мало придумать ажурный узор для джемпера, нужно еще, чтобы вязальная машина смогла его воспроизвести. И вот здесь за дело берутся техники-программисты вязального оборудования Оксана Нестеренко и Наталья Кирик. В СООО «Любава» в один голос говорят, что это без преувеличения уникальные специалисты не только для Новополоцка, но и в масштабах всей республики.
Когда разработанная модель запускается в производство, ей предстоит пройти еще множество стадий, прежде чем идея воплотится в реальную вещь, готовую к отправке в магазин. Я раньше даже не задумывалась, сколько операций отделяет задумку художника от готовой одежды. И вывязать детали нужно, и отпарить, при необходимости нанести рисунок или вышивку, приклеить стразы с помощью пресса, собрать отдельные элементы в целое изделие. Кстати, на «Любаве» стараются уходить от обычного стачивания плечевых срезов, в основном применяя кеттлевку, когда петли аккуратно соединяются на специальной машине. В итоге модели получаются более качественными и нежными, в них нет грубых швов, которые свойственны дешевому рыночному трикотажу.
Украшение одежды, выпускаемой под брендом «LUBAWA LIS», — вообще тема для отдельного разговора. Чтобы продукция была интересной и неповторимой, на предприятии используют лазерную резку, вышивку лентами, аппликации, термопечать, сублимацию (разновидность печати по ткани). Кроме того, решили внедрить отделку моделей узорами из валяной шерсти. Работа непростая, создавать нежный объемный рисунок приходится вручную, но результат того стоит: красота получается невероятная. Увидев пробные экземпляры, я глаз от них не могла оторвать. И хотя технику их создания на «Любаве» начали осваивать совсем недавно, первые такие изделия уже появились в фирменной торговой сети. Правда, как отметила начальник производственного участка Анна Голубева, вряд ли пойдет речь о массовом выпуске одежды с украшениями из валяной шерсти. Все-таки ручная работа стоит недешево, так что в магазинах будут представлены лишь ограниченные серии моделей.
Высокий уровень отделки продукции «Любавы» отмечают не только покупатели, но и различные предприятия. От многих производителей сейчас поступают заказы по нанесению рисунков на их крой. Так что благодаря хорошим программистам и художникам, современному оборудованию новополоцкая компания может зарабатывать деньги еще и на оказании подобных услуг.
Фото Дмитрия Осипова