Товары витебских производителей в минувшем году впервые отправились в Албанию, Марокко, Португалию, Саудовскую Аравию, Эфиопию и другие страны
Объем экспорта товаров производителей Витебщины с каждым годом увеличивается. Наибольшую долю во внешнеторговом обороте традиционно занимает рынок соседней России. Но стоит отметить, что в прошлом году значительно увеличились поставки из нашей области в страны Африки, Центральной и Северной Америки. Активно наращивается товарооборот с нашим надежным торговым партнером Китаем. В целом экспорт возрос. Кому и что выгодно продавать на зарубежном рынке? И не страдают ли при этом прилавки отечественных торговых объектов? Какие вопросы приходится решать органам исполнительной власти и предприятиям при организации внешнеторговой деятельности?
Об этом в беседе с заместителем начальника управления инвестиционной политики и внешнеэкономических связей комитета экономики Витебского облисполкома Александром Тихоновым (на фото).
– Александр Федорович, сколько зарубежных торговых партнеров у Витебской области? Какие появились в минувшем году?
– Суммарный объем внешней торговли области за 11 месяцев 2013-го составил около 6 млрд долларов. Экспортно-импортные отношения у наших предприятий сложились со 112 странами, витебские товары поставлялись на рынки 78 государств. И коммерческие, и государственные субъекты хозяйствования демонстрируют неплохую экспортную динамику, что мы наблюдаем ежегодно. Стран-импортеров по количеству больше, но основная масса импорта приходится на промежуточные товары, то есть те, которые используются в процессе производства и не являются конечным продуктом потребления. Доля потребительской продукции составила всего 6-7%. Основными торговыми партнерами Витебщины являются Россия, Китай, Германия, Украина, Латвия, Польша, Литва, Италия, Нидерланды. Прирост продаж отмечается в страны Африки, Центральной и Северной Америки.
– Как удалось выйти на новые рынки сбыта?
– Что касается комитета экономики, то мы активизировали сотрудничество с белорусскими диппредставительствами по предоставлению сведений о производителях области, заинтересованных в выходе на зарубежный рынок или в расширении присутствия их товаров. Необходимая для импортеров информация с контактными данными предприятий размещена на официальном сайте облисполкома www.vitebsk-region.gov.by в разделе «Экономика», она представлена также на английском языке.
Освоением новых рынков занимаются и сами производители. Здесь немалую роль играет умение рекламировать себя за рубежом, использовать современные средства международных коммуникаций. Важно участвовать в зарубежных специализированных мероприятиях, вести прямые переговоры. Это сопряжено с определенными затратами, но зато дает результат, если предприятие стремится к освоению новых технологий, поиску деловых партнеров и заботится о собственном имидже. Причем продвижением своего продукта нужно заниматься постоянно, навязывать, если хотите, зарубежному потребителю с учетом, что там конкуренция жестче и требования выше. Нужно устраивать рекламные акции, разъяснять преимущества товаров перед аналогами, гарантируя качество и своевременность поставок, а где необходимо – сервис и обслуживание. Такую политику ведут многие производители Витебщины, но, к сожалению, не все.
– С какими проблемами в этом плане приходится сталкиваться?
– Чтобы быть конкурентоспособным, необходимо оперативно осваивать выпуск новых видов продукции, стремиться к ее инновационности. Следует своевременно решать кадровые проблемы внешнеэкономических и маркетинговых служб. Иногда предприятиями игнорируются простые, но важные составляющие продвижения товара: наличие и содержание собственных сайтов, их перевод на иностранные языки, качество коммерческих предложений. Над этим многим нужно продолжать работать.
– Какие группы товаров наиболее востребованы на зарубежном рынке? Что выгодно экспортировать?
– Постоянно возрастает спрос на продукцию химической промышленности, мясомолочной отрасли. К примеру, в ОАО «Витебский мясокомбинат» за январь — ноябрь 2013-го экспорт колбасных изделий значительно увеличился, новым рынком сбыта стал Казахстан. А вот деревообрабатывающая отрасль и легкая промышленность пока не дают ожидаемого результата, радикально изменить ситуацию поможет проводимая в данный момент модернизация.
Для наших предприятий выгодно экспортировать любой вид продукции, который приносит устойчивую прибыль. Важно не просто говорить об увеличении объема поставок, а внимательно следить за конъюнктурой внешнего рынка, продавать товары с высокой долей добавленной стоимости, то есть не сырье, а готовые продукты. Это невозможно без использования новых технологий и инноваций при производстве товара. Стоит учитывать платежеспособность импортера и его репутацию, поскольку факт экспортной поставки – это еще не окончательный расчет с поставщиком, может возникнуть задолженность за поставленную продукцию, в результате чего появятся проблемы вместо ожидаемой прибыли.
Предприятиями области экспортируется более 400 наименований товаров. Среди них кабельная продукция, ветеринарные препараты, торф, станки, полиэтилен, стекловолокно, льняные ткани, обувь, химические волокона, молочные и плодоовощные консервы, сыры, пиломатериалы, кирпич, ковры, чулочно-носочные изделия, доломит и многое другое. В данный момент в Гонконг, Словению и Хорватию осуществляются пробные поставки приборов ночного видения НПФ «Диполь» ООО, в Таиланд – оптических приборов ОДО «ГалсОптикс», в Египет – запасных частей к сельскохозяйственным машинам ОАО «Витебский завод тракторных запасных частей».
– Александр Федорович, какую долю в экспорте занимают частные субъекты хозяйствования?
– Ведущая роль все же принадлежит предприятиям коммунальной собственности. Но товарная структура отдельных наших обществ не меняется годами. Некоторые руководители не понимают, что это путь в никуда. Необходима гибкость в подходе к внешним рынкам и привлечение прямых иностранных инвестиций для производства инновационной продукции. В этом плане активнее частные структуры. Наиболее устойчивая система сбыта изделий за рубежом создана коммерческими предприятиями «Альянспласт», «Энергокомплект», «Белтрубпласт», «БельБимбо», «Грация», «Марко», «Фортекс», «Союз-кабель», Поставский мебельный центр. Многие из них входят в состав российских или международных холдингов, поэтому у них больше возможностей для расширения рынков сбыта. Поиски вариантов организации собственного производства за рубежом ведут «Энергокомлект», «Святовит», «Витсройтехмаш», «Диполь».
– Стремление заработать больше валюты не ущемляет интересы наших потребителей?
– Интересы потребителей и производителей не всегда совпадают: первым хочется купить дешевле, вторым – продать дороже (и не важно – куда), тем самым увеличить доход, зарплату своих работников. Понятно, что предприятия должны зарабатывать, им нужны валютные средства. Но увеличение объемов экспорта становится следствием увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции, что позволяет осуществлять проводимая модернизация. Государство выполняет регулирующую функцию, чтобы хватило «и нашим, и вашим», чтобы в магазинах были представлены в необходимом количестве продукты разных производителей: нет одного – есть другой. Думаю, если продукция идет на «ура» и на экспорт, и на прилавках не залеживается, это только плюс предприятию. К сожалению, так можно сказать не о всех товарах. Зачастую приходится решать проблему разгрузки складов, в том числе за счет активизации работы в экспортном направлении.
– Поговорим об импорте Витебской области. Какова здесь картина?
– Помимо сырья и оборудования для производства и реализации инвестиционных проектов совместными предприятиями с участием иностранного капитала, завозятся минеральные удобрения, фрукты, сахар, полимеры, каучук, хлопок, ткани, одежда, машины и оборудование, металлы, фармацевтическая продукция и т. д. Многое поступает из России, свыше 450 товарных позиций импортируется из Китая. Что-то выгоднее купить за рубежом, чем наладить выпуск у нас. Но мы не всегда учитываем и собственный потенциал. В целом область хорошо сработала по импортозамещению в минувшем году, реализовано несколько десятков проектов, в том числе и коммерческими организациями.
– Сколько за счет этого удалось сэкономить валютных средств?
– Осуществлялся выпуск по 118 товарным позициям, за счет поставки этой продукции на внутренний рынок условная экономия валютных средств составила порядка 100 млн долларов. Среди реализованных проектов в 2013 году можно отметить производство эмульсола и смазочно-охлаждающей жидкости, средств для обработки древесины, акриловых строительных красок и грунтовки, цементно-поризованных листов, теплоизоляционных плит из фибропенобетона из местного сырья, соков овощных и фруктовых в упаковке «Пюр-Пак», консервированного зеленого горошка и фасоли, автогидроподъемников, дверных и оконных блоков из ПВХ, присадок к смазочным маслам. Ежегодно разрабатывается программа действий облисполкома по импортозамещению, конечная цель которой – обеспечение положительного сальдо внешнеторгового баланса, а значит стабильности в экспортной политике региона.
– Какие задачи по внешнеторговой деятельности определены на 2014 год?
– Рост экспорта товаров и услуг, обеспечение положительного сальдо внешней торговли, стремление к увеличению добавленной стоимости продукции, дальнейшее расширение рынков сбыта, оптимизация импорта и импортной составляющей в производимой продукции. Максимальное задействование местных сырьевых ресурсов. В частности, следует обеспечить поставки за рубеж товаров подведомственными предприятиями на уровне 115-116% по отношению к 2013 году. Необходимо увеличить объем инновационной продукции, развивать товаропроводящую сеть. Руководителям предприятий ставится задача по созданию собственных производств за рубежом, полной загрузке имеющихся мощностей.
– Скажутся ли на объеме экспорта витебских производителей интеграционные экономические процессы?
– Прогнозируется дальнейшее усиление конкуренции на рынке стран Таможенного союза, на которые приходится более 70 процентов всех наших поставок. Выиграют те предприятия, которые будут развивать кооперационные производственные связи с российскими, казахскими партнерами, отслеживать изменение конъюнктуры рынка и заботиться о росте конкурентоспособности своей продукции. Нужно заниматься вопросами получения необходимых сертификатов, требуемых на зарубежных рынках. Давно пришло время выходить на альтернативные рынки, к примеру, стран Азии, Африки, Ближнего Востока. Область, бесспорно, имеет немалый экспортный потенциал. Продукция, выпускаемая нашими предприятиями, востребована за рубежом, конкурентоспособна, так что и поставленные задачи выполнимы