Расширение экспортной активности – одна из стратегических задач экономики, которую государство рассчитывает решить при участии частного сектора. Однако нужно помочь ему найти правильный путь на внешний рынок. Об этом шла речь на состоявшемся в Витебске семинаре-совещании с представителями предприятий области.
– В Совмине недавно был представлен проект Национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы. При его разработке правительство обратилось к ведущим бизнес-ассоциациям страны, чтобы и мы не остались в стороне, помогли малому и среднему бизнесу расширить круг своего экспортного участия, – рассказал председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. – В стране 400 тысяч субъектов хозяйствования, из них только 22 тысячи когда-либо поставляли товары или услуги на экспорт. Наша задача – чтобы регионы активно участвовали в данной деятельности и получали дополнительное экономическое наполнение. С этой целью мы разработали ряд проектов, с которыми и знакомим предпринимателей во всех областях страны.
Во-первых, силами конфедерации создана белорусская торговая площадка в Москве – постоянно действующая крупнейшая оптово-розничная выставка-ярмарка «Беларусь предлагает», где субъекты хозяйствования могут представить свою продукцию. Павильон располагается на территории офисно-складского комплекса «Аврора» с удобной логистикой. При этом российская сторона обеспечивает связь данной площадки со всеми регионами РФ, со странами, посольства которых размещены в Москве и не представлены в Беларуси, и с государствами ЕАЭС.
Во-вторых, РКП подключилась к программе «Европейская сеть предприятий», куда входит 26 млн субъектов хозяйствования, подписала договор о сотрудничестве, благодаря чему в этом каталоге предусмотрено бесплатное размещение информации о белорусских предприятиях, которые находятся в поиске инвестиций и партнеров в различных странах. Владимир Николаевич надеется, что представители Витебщины не упустят этой возможности.
В-третьих, организована Палата экспортеров, которая окажет практическую помощь тем, кто хочет увеличить свою экспортную активность.
– Малый и средний бизнес может сыграть большую роль в продвижении белорусского товара за рубежом. Если стоять на месте, нас просто вытеснят с рынка товаров и услуг, – уверен Владимир Карягин. – Тем не менее для нас по-прежнему перспективен российский рынок, где реально мы делаем только первые шаги, очень интересны государства Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Там найдется место белорусскому качественному продукту.
По мнению Владимира Николаевича, в этом плане большой потенциал у того же Оршанского льнокомбината, ведь лен сегодня перерабатывают далеко не в каждой стране, а также у производителей продуктов питания, отличающихся высоким качеством и экологичностью.
В целом на сегодняшний день в нашей области более 700 экспортеров, из них около 90% – предприятия частного бизнеса и предприниматели. Однако эта цифра может быть больше, уверен заместитель председателя комитета экономики облисполкома Константин Чёрный, для чего необходимо использовать все предоставляемые возможности.
– Особенно важна данная информация для субъектов хозяйствования, которые впервые выходят на зарубежный рынок, – сказал Константин Эдуардович. – Любой предприниматель сможет получить ответы на вопросы, какие товары востребованы в той или иной стране, какие виды поставок применяются при таких сделках, о каком объеме продукции можно говорить, какие гарантии в расчетах. На внешнем рынке нам есть что показать и чем гордиться.
Фото из архива "ВВ"