Японская сакура, лавандовое поле, кизиловый садик, шелковичная плантация… Чем еще может удивить Ботанический сад Витебска, насчитывающий 2500 растений и по видовому разнообразию удерживающий в республике II место после Минска? Это выяснила корреспондент «ВВ», прогулявшись по саду и пообщавшись с его сотрудниками.
Ботанический сад Витебского госуниверситета имени П. Машерова ведет свою историю с 1919 года. Сегодня здесь насчитывается более 350 разновидностей деревьев,1,5 тысячи травянистых растений, в оранжерее – около 700 видов и сортов тропических и субтропических. В коллекции сада произрастают растения из 57 стран мира.
Яркими розовыми пятнами цве-тут то тут, то там разные виды рододендрона даурского, а под ними головки к свету тянут белые, синие, голубые хионодоксы, сциллы, голантусы и другие ранневесенние цветы, которые в народе называют подснежниками. Чуть дальше в затишном месте распустились тюльпаны, крокусы, разноцветной стеной красуется грядка с гиацинтами, отдельной семейкой привлекает внимание крупными мохнатыми стеблями с ярко-фиолетовыми соцветиями сон-трава.
– Это карпатский вид прострела (так это растение еще называют), который вы не встретите в нашем хвойном лесу. Он намного декоративнее местной сон-травы, – пояснили техники по озеленению Анастасия Бутарович и Екатерина Щитникова.
Девчат мы застали за кропотливой работой по разделению только что проклюнувшейся из земли астильбии. Более крупные ростки с корнями пойдут на высадку коллекции, поменьше – на продажу.
– Весной реализуем населению саженцы декоративных кустарников и посадочный материал многолетних цветов. Так что имеем полное основание говорить: распространяем в массы новые для наших широт виды растений. За ними охотятся любители экзотики и заядлые цветоводы, – пояснили они.
На пышные зеленые шарики похож китайский можжевельник, который рассаживали сотрудник сада Надежда Милюкина (на фото) и старший преподаватель кафедры зоологии и ботаники ВГУ имени П. Машерова Иван Морозов. Они даже на минутку боялись отвлечься, чтобы на солнце не подсохли корешки прихотливого кустарника. Раз за разом Иван Михайлович уточнял, точно ли Надежда налила воды в новую лунку, чтобы туда поместить очередной зеленый шарик.
– На участке систематики и первичной интродукции можно увидеть редкие виды в единственном экземпляре, где их адаптируем к здешним условиям, приручаем, так сказать, а затем размножаем, расширяем коллекцию. Это и наглядное пособие для студентов, которые могут увидеть признаки, типичные для определенного рода, семейства и вида растений, – пояснил Иван Михайлович.
Еще в далеком 1946 году в витебском Ботаническом саду появилась плантация шелковицы белой, которая выращивалась здесь для искусственного разведения китайского шелкопряда, шелковая нить которого используется как шовный материал в медицине. Шелковица – красивое мощное дерево, хорошо плодоносит. Но сотрудники не советуют дачникам его культивировать: слишком много занимает места, гораздо выше яблонь и других плодовых деревьев, так что ягоды достаются птицам и годятся разве что на вино. Специалисты рекомендуют обратить пристальное внимание на новую плодовую культуру – кизил, который хорошо адаптировался в северном регионе. Невысокое растение ежегодно обильно плодоносит, ягоды чем-то напоминают вишню, имеют приятный вкус, из них получается отменное варенье. Есть и саженцы, которые реализуют населению.
– В ботанической экспозиции редких и охраняемых растений только «краснокнижных» насчитывается 60 видов, и эта коллекция служит наглядным пособием для студентов-биологов. Здесь – оканит северный, купальница европейская, черемша, карликовая береза и др. Встретить в одном месте в природе столько охраняемых растений невозможно, а в Ботаническом саду – пожалуйста, – подчеркнул Иван Морозов и показал сорта новых растений. – Стараемся ежегодно пополнять коллекцию, обмениваемся растениями с другими такими же учреждениями и известными коллекционерами.
Знаю, как любители экзотики «пасут» начало цветения японской сакуры, которая появилась в саду три года назад. Нынешняя весна запаздывает, и два деревца сакуры сорта «кику-шидаре» не спешат порадовать нас своими махровыми цветками, а значит, любование сакурой (ханами) откладывается.
– Весна – самая напряженная для нас пора, – подчеркнул директор Ботанического сада Юрий Высоцкий. – Нужно успеть убрать листья и другой мусор после зимы, вспахать землю, сделать грядки, рассадить растения. Основные работы ложатся на плечи девяти сотрудников. Помогают и студенты факультета химико-биологических и географических наук ВГУ имени П. Машерова при прохождении полевой практики.
Не могла не заострить внимание на том, что на закрытой для посещения территории размещено все самое редкое. На что Юрий Высоцкий возразил, что Ботанический сад – это не городской парк, а одно из подразделений вуза. Здесь сосредоточена учебно-научная база для проведения занятий, полевых практик студентов, написания ими курсовых и дипломных работ. Руководство университета пытается возродить былую славу Ботанического сада. Так, появился волонтерский отряд, который будет помогать в организации новых ботанических экспозиций и обустройстве тематических участков. На факультете создан центр по изучению биоразнообразия, цель которого – более активно проводить научно-исследовательские работы по интродукции растений на базе Ботанического сада с привлечением преподавателей профильных кафедр.
Юрий Высоцкий отметил, что во все времена сотрудники сада старались распространять и внедрять в озеленение города новые виды растений, чтобы расширить их ассортимент. Еще лет двадцать назад невозможно было увидеть на улицах Витебска разные формы туй и можжевельников (раскидистые, ползучие, вертикальные), многие красиво цветущие кустарники, которые сейчас активно применяются в ландшафтном озеленении северной столицы. В этом ряду – спирея, форзиция, миндаль и другие бывшие редкие, а сейчас привычные растения. Как знать, пройдет еще немного времени, и лаванда акклиматизируется и приспособится выживать в наших широтах, станет изюминкой в ландшафтном оформлении парков и скверов. Для этого и трудятся сотрудники сада, чтобы с каждым годом ассортимент декоративных растений расширялся.
Фото Елены БАШУН.