В Беларуси планируется внести изменения в Указ Президента №365 «О развитии агроэкотуризма». Корректировки предложены по итогам общественного обсуждения деятельности субъектов этого бизнеса Министерством спорта и туризма Республики Беларусь совместно с органами государственного управления и другими заинтересованными лицами. Какие основные новшества предлагаются и в чем специфика развития агроэкотуризма в Витебской области, корреспонденту «ВВ» рассказала заведующая сектором туризма и физкультурно-оздоровительной работы управления спорта и туризма облисполкома Светлана Астанина.
– Чем вызвана необходимость внесения изменений в указ?
– Изначально, в 2006 году, этот документ принимался для поддержки сельского населения, развития предпринимательской инициативы в глубинке, сохранения национальных белорусских традиций. В законодательстве были предусмотрены льготные условия для такого бизнеса. Но со временем Указ №365 далеко не всегда стал применяться по назначению. Используя лазейки в законодательстве, некоторые предприимчивые люди под видом агроэкоусадеб начали открывать гостиницы и точки общепита, оказывать услуги бань и саун. Посыпались жалобы на деятельность агроэкоусадеб от соседей. Сельчане говорили, что хозяева там не живут, но прописаны, и сдают жилье, а гости шумят, запускают фейерверки, распивают спиртное. При этом владельцев усадеб нельзя было привлечь к административной ответственности как физлиц. Они находили лазейки в законодательстве, ограничиваясь предупреждениями.
– Как проходило общественное обсуждение?
– Оно проводилось в каждой области страны. В Витебске состоялся общественный совет по внесению изменений. К слову, в совет входят владельцы усадеб из каждого района области, а также представители секторов по спорту и туризму райисполкомов. На обсуждении выслушали инициативы каждого, после чего вопросы были вынесены на голосование. Наиболее интересные инициативы направлены в Министерство спорта и туризма. Затем в Минспорта состоялся республиканский общественный совет. На встрече были представители каждой области (от Витебщины – владельцы агроэкоусадеб из Браславского района), и обычные сельчане, живущие по соседству с такими усадьбами. Кроме того, любой желающий мог высказать свои замечания и предложения по корректировке Указа №365 в специальной теме на Правовом форуме Беларуси. Все это проходило в конце года. А в январе онлайн состоялось совещание, на котором были подведены итоги общественного обсуждения проекта.
– Какие именно новшества предложено внести в указ?
– Нельзя будет шуметь в агроэкоусадьбах с 23 часов до 7 утра, как и в городских домах. Предложено считать агроэкоусадьбами только объекты площадью от 0,15 гектар. Нынче у некоторых владельцев такого бизнеса дома стоят на очень маленьких участках: фактически, это только коттедж и рядом два-три дерева, огороженные забором или декоративной изгородью. Понятно, что агроэкоусадьбой сие назвать нельзя. Желательно, чтобы рядом с коттеджем было личное подсобное хозяйство. И турист мог прямо с огорода поесть свежих овощей, а из сада – фруктов. Также предлагаем ввести заявительный принцип открытия агроэкоусадьбы вместо уведомительного. Сейчас, чтобы начать такую деятельность, достаточно обычным письмом направить соответствующее уведомление в райисполком. При этом органы власти не могли изначально знать, соответствует ли новый объект требованиям Указа №365. А запретить работу усадьбы могли только в случае неоднократных грубых нарушений. Заявительный принцип предусматривает, что перед началом деятельности агроэкоусадьбы комиссия из райисполкома должна выехать на этот объект, чтобы проверить его на соответствие требованиям законодательства. После чего вынести решение о регистрации, или же отказ с обоснованиями.
– В чем специфика развития агроэкоусадеб в Витебской области?
– У нас их довольно много, благодаря обилию озер и других живописных мест. Раньше количество усадеб ежегодно росло: в 2020 году работало 670 субъектов агроэкотуризма, в 2021-м – 732. Недавно в Беларуси произошло изменение налогового законодательства. Прежде для осуществления такой деятельности требовалось заплатить налог в размере 2 базовых величин в год, теперь одна базовая – в месяц. В связи с этим чуть более 100 субъектов хозяйствования написали заявления о прекращении деятельности. Это можно понять. В некоторые усадьбы клиенты приезжают только в теплое время года. Поздней осенью-ранней весной люди особо не путешествуют и не стремятся ездить на озера. Плюс затраты на отопление. Но на летний период, думаю, владельцы закрытых усадеб возобновят деятельность.
– Как в идеале, на ваш взгляд, должна работать агроэкоусадьба?
– Важно создавать национальный колорит. Очень хотелось бы популяризации белорусских традиций. Например, почему бы не делать мини-музеи старинных вещей? Кстати, в некоторых усадьбах экспонируются подобные коллекции.
А еще в агроэкоусадьбах можно заниматься образовательной деятельностью, рассказывая гостям про работу на приусадебном участке: как и что выращивается. Некоторые горожане, у кого нет дачи, крайне редко бывают за городом. Для них и их детей такой отдых весьма экзотичен. Владелец одной из усадеб рассказывал: к ним приезжала семья из Москвы и девочка дошкольного возраста с таким изумлением разглядывала овощи на огороде! Она спрашивала разрешения потрогать лук в земле. Проще говоря, некоторые городские дети думают, что овощи и фрукты растут в магазине.
Также интерес у туристов вызовут мероприятия в национальном стиле с древними обрядами. Например, такими как «Женитьба Терешки» в Лепельском районе. И практически в каждом районе области, покопавшись в архивах, можно найти подобные старинные традиции, характерные для региона.
Фото автора.