Беларусь и Витебщину в частности уже не надо открывать для туристов. Нас хорошо знают и ценят, особенно после сочинского триумфа. Сейчас необходимо еще больше шлифовать туристическую инфраструктуру и сервис, активно рекламировать богатое культурно-историческое наследие и, конечно, не забывать о создании новых точек притяжения, интересных для приезжих. Об этом и многом другом шла речь во время «круглого стола», организованного редакцией «Витебских вестей».
К нам в гости пришли заведующая сектором туризма и физкультурно-оздоровительной работы управления спорта и туризма облисполкома Светлана Астанина, заместитель декана исторического факультета ВГУ им. П. Машерова Денис Юрчак, генеральный директор туристско-экскурсионного объединения «Витебсктурист» Людмила Сеньковская, директор ОДО «Туристическая фирма «Илва» Лариса Петровская, краевед, доцент, кандидат исторических наук Николай Пивовар.
– Нынешний год объявлен Годом гостеприимства. Насколько сегодня это актуально?
Светлана Астанина:
– Очень актуально, особенно с учетом того, что вскоре стартует чемпионат мира по хоккею. Разработан соответствующий план мероприятий для каждого района Витебщины, в ближайшее время его утвердят в облисполкоме. Значимых событий в этом году будет больше, они станут массовыми. Например, «Заборскiфэст» в Россонском районе, который традиционно был региональным праздником, соберет гостей из всей республики. Продолжается реализация подпрограммы «Пятьсот»: строятся объекты придорожного сервиса, агроэкотуризма и так далее. Третий год подряд в области разрабатывается календарный план туристических мероприятий, число которых все время увеличивается.
На Витебщине активно развивается туристический сектор. По итогам прошлого года наша область лидирует в республике по экспорту туруслуг – рост 26,2%. Даже в Минске меньше. Почти 20% экспорта всех услуг региона сейчас обеспечивает именно туризм. В 2013-м на этом мы заработали более 20 млн долларов. Из 20 крупных международных туристических проектов 13 реализуются на Витебщине. В каждом районе области действуют туристско-информационные центры, в Придвинье 104 фирмы, многие из которых ориентируются на въездной туризм.
Людмила Сеньковская:
– Для меня гостеприимство означает многое: от маршрутов и ярких изюминок для туристов до квалифицированного персонала. И здесь, на мой взгляд, именно кадры решают все. Если наши работники не научатся быть гостеприимными, посетителей мы не дождемся. Персонал должен быть вежливым и компетентным, говорить на иностранных языках, уметь презентовать свой город – вот залог успеха туристического бизнеса. Я требую это от своих сотрудников и вижу эффект. У нас есть что показать и чем похвалиться. Просто, мне кажется, мы еще не научились гордиться своей страной. Это должно впитываться с молоком матери, и тогда у нас будет не год, а век гостеприимства.
Лариса Петровская:
– Правильно! Прежде чем звать гостей, необходимо самим стать патриотами своей земли. Особенно это касается людей, занимающихся туристическим бизнесом. «Илва» – одна из немногих фирм, активно участвующих в тематических выставках по всему миру. Мы стараемся развенчать миф о том, что Беларусь – это лишь Брестская крепость, Хатынь, «Славянский базар» и Шагал. Когда делаем рекламные поездки, например, для российских туроператоров по нашему региону, они испытывают культурный шок. И хотят снова вернуться, особенно в Витебск. Да, Минск большой и современный, но именно в нашем городе есть особый колорит, некая историчность атмосферы, шагаловский шарм, уникальная красота оформления. Чего только стоит подсветка! Очень любят наш край россияне, проявляют интерес латыши. Мне кажется, еще не хватает широкомасштабной рекламы регионального туристического продукта. Главное, чтобы люди к нам приехали, а уж, поверьте, на Витебщине им понравится.
Денис Юрчак:
– На туризме мы можем неплохо зарабатывать. Маленькая европейская Андора получает 80% своих доходов именно за счет этой сферы. И у Беларуси есть потенциал. В последние 5-7 лет начали активно развивать сервис и инфраструктуру – и эффект налицо. Но мы можем намного больше.
Николай Пивовар:
– Я хотел бы обратить внимание, на чем в первую очередь зарабатываем деньги – «Славянский базар», Браславские озера, Полоцк, Мосар. Это бренды, но ведь у нас есть множество других изюминок. Только возле Витебска пять неплохо сохранившихся старинных усадеб. Ну почему, например, не поставить в имении «Милое» памятник Вечной любви или привести в «белорусскую Сибирь» – одно из самых холодных мест в стране в Лужесно. Или показать деревню, где родился самый высокий человек в мире Федор Махнов. Или подготовить интерактивную экскурсию по местам, где, по легендам, люди теряются во времени. Столько нового можно создать! Я убежден, что из туриста нужно воспитывать человека, который не сидит на месте и всегда стремится узнать что-то новое.
Лариса Петровская:
– Мы давно на всех уровнях говорим о создании малых скульптурных форм. Это совсем недорого, а сколько туристов привлечет! Лично я мечтаю о своеобразном музее под открытым небом. Чтобы рядом были скульптуры старика Хоттабыча (автор этой сказки родился в Витебске. – Авт.), Федора Махнова, ветеринара, памятник первому трамваю, многое другое.
Светлана Астанина:
– На все нужны деньги. Управление спорта и туризма облисполкома прорабатывает вопрос с Витебским райисполкомом по поводу создания скульптуры Федора Махнова, но все упирается во множество согласований, вплоть до разрешения его родственников.
Лариса Петровская:
– Деньги найдутся, даже люди могли бы собрать средства, стоит только властям за это взяться. Но только памятник нужен именно в центре, а то получится, как со старинным трамваем, который ТТУ установило на своей территории. Кто его видит?
Николай Пивовар:
– Я предлагаю для начала создать на базе сайта управления спорта и туризма облисполкома рубрику для туристических предложений. Дайте площадку для идей, а уже потом выбирайте лучшие.
– А как обстоят дела с финансированием туристической сферы? Ведь чтобы создавать объекты, нужны немалые деньги?
Светлана Астанина:
– Управление спорта и туризма не против конструктивных предложений. На весь год в областном бюджете на туристическую сферу выделено около 600 млн рублей. Это немного. О широкой рекламной кампании мы можем только мечтать.
– В прошлом году Витебск принимал корпоративный фестиваль «Факел». Есть ли перспективы у такого вида привлечения туристов?
Лариса Петровская:
– Его организаторы дали высокую оценку республике, городу, концертным площадкам, но крайне низкую – системе сервиса. Это и гостиничная инфраструктура, и уровень подготовки персонала. Нам есть над чем работать.
Людмила Сеньковская:
– Туризм для корпоративных клиентов набирает обороты. В прошлом году, например, «Витебсктурист» провел фестиваль КВН для ОАО «Сбербанк России». Принимали более полутысячи гостей, которые были у нас десять дней. Поэтому стоит сказать спасибо «Газпрому» за то, что он открыл для российских организаций Витебск. Проводят свои корпоративы у нас и белорусские компании, например, ОАО «Приорбанк».
– Возможно, россиян привлекает относительная дешевизна нашего туристического продукта?
Людмила Сеньковская:
– Цены у нас вполне адекватные. Просто Витебск действительно очень уютный и приветливый город. Мы постоянно вносим разнообразие в туристические проекты. Люди приезжают снова и снова и не устают от северной столицы.
– Какие виды туризма сейчас наиболее востребованы?
Светлана Астанина:
– Активный отдых. Люди хотят сплавляться по Двине на байдарках, кататься на лошадях, охотиться, рыбачить на Браславских озерах. Традиционно востребованы агроэкоусадьбы, но именно те, где можно не только попариться в бане и вкусно поесть, но и отдохнуть активно.
– Как обстоят дела с подготовкой специалистов туристической сферы? Когда работники гостиниц свободно заговорят на иностранных языках?
Денис Юрчак:
– В ВГУ им. П. Машерова готовят специалистов по данному профилю. В январе мы уже выпустили 30 человек, многие из которых способны креативно и с энтузиазмом подойти к вопросу привлечения туристов в страну. Что касается языка, то на последних курсах преподается до 6 часов иностранного в неделю. Было бы желание учить. Например, одна студентка истфака самостоятельно выучила китайский язык и сейчас работает секретарем Посольства Беларуси в Китае (на собеседовании она обошла даже выпускников факультета международных отношений БГУ).
Студенты, которые владеют языком в достаточной мере, могут пройти стажировку за рубежом. Через несколько дней, в частности, мы направляем двух третьекурсниц в Высшую школу экономики в Праге. Есть варианты различных стажировок в рамках программы «Эразмусмундус».
– Мы много говорили о положительных моментах в развитии туризма в регионе, но ведь еще остаются болевые точки. Какие?
Людмила Сеньковская:
– Сейчас порядок с гостиницами более-менее навели: и номеров хватает, и их качество приемлемое. Нет проблем с группами туристов – их вполне устраивают стандартные комнаты. Но мало VIP-номеров. У нас в гостинице «Ветразь», например, есть такие, и они не пустуют при цене 2,5 млн рублей в сутки. Их снимают белорусы, и не на один день.
Лариса Петровская:
– Самая острая проблема – полное отсутствие в Витебске стоянок для туристических автобусов. Хотя бы специальные знаки поставили. Кроме того, в городе недостаточно общественных туалетов.
Денис Юрчак:
– Не хватает и сувенирной продукции. Например, приводим гостей из Пскова в книжный магазин, а литературы по истории Витебска нет. И совсем не потому, что этим никто не занимается. Вот у Николая Пивовара имеются готовые макеты двух хорошо иллюстрированных книг. В одной собраны сведения по Витебскому району, вторая рассказывает о 50 музеях Витебска. Там есть всё: информация об истории музеев, экспозиции, график работы, авторские цветные фотографии. Эта книга может стать настольным пособием для работников туриндустрии, но денег на ее публикацию нет. Нужен спонсор, который будет заинтересован в этом и сумеет наладить реализацию. Если цена одного экземпляра не будет заоблачной (а для этого нужен большой тираж), то туристы станут охотно покупать издание. Кроме того, профессиональные историки готовы создать и электронные материалы. Был бы только заказчик.
Светлана Астанина:
– В управлении спорта и туризма облисполкома достаточно такой литературы, да и далеко не каждому туристу нужны научные труды по истории города. Другое дело, что мы не продаем буклеты и путеводители, а бесплатно распространяем. Поясню, что они издаются на бюджетные деньги. Была идея создания пункта продажи на базе информационно-туристического центра, но пока не получается из-за технических моментов.
– Если бы у вас в распоряжении был, например, миллион евро, на что вы их потратили бы, чтобы привлечь туристов?
Светлана Астанина:
– Каждый турист получал бы бесплатную информационную литературу о нашем регионе, создавались бы новые объекты, совершенствовалась туристическая инфраструктура.
Людмила Сеньковская:
– Это совсем небольшие деньги (смеется). Лучше бы уменьшили для белорусов консульский сбор. Несправедливо, что российские туристы платят 35 евро, украинцы вообще не платят, а с нас берут 60 евро.
Денис Юрчак:
– Потратил бы на конкретный проект. Например, на создание объекта придорожного сервиса или собрал бы еще пару коллег, имеющих такую сумму, и наконец-то создал в Рубе настоящий горнолыжный курорт. Такой проект уже не один год обсуждается, а инвесторов все нет. А ведь очень удобное место! Недалеко Смоленск, Псков, Великие Луки, рядом проходит ІХ Европейский трансграничный коридор (трасса Е95), магистрали Москва–Брест и Москва–Рига. Надо обустроить комплекс с подъёмниками, поставить у дороги гостиницу, которая могла бы также обслуживать транзитных туристов, особенно летом.
Лариса Петровская:
– Мечтаем об аквапарке, новом зоопарке под открытым небом, парке аттракционов. Дело в том, что у нас очень мало объектов для детей. Конечно, есть интересная программа в музее Шмырева, Аллея славы с военной техникой, но ведь детям нужны развлечения.
– Спасибо за встречу. Надеюсь, все ваши планы реализуются.